в данной работе предоставлена интеллектуальная игра.Ученикам в ходе игры нужно было вспомнить как можно больше приветствий на разных языках; по краткому описанию угадать национальность, проживающую на территории Казахстана. Ребята с удовольствием вспомнили пословицы и назвали, какому народу они принадлежат. Игрокам было предложено назвать праздники разных народов и сказать, чему они посвящены. В ходе игры ребята показали себя знатоками не только музыкальных инструментов, но и национальных блюд.
Мероприятие соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.
Материал, собранный в работе, предназначен для учителей начальной школы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Знатоки традиций народов Казахстана" »
Интеллектуальная игра
«Знатоки традиций народов Казахстана»
Цель: показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана.
Задачи: расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к культурному наследию других народов.
Средства обеспечения: книжная выставка, плакаты с пословицами для оформления класса, карточки с ответами для игроков.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Ход игры.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Ведущий: Третье воскресенье сентября День языков народов Республики Казахстан. Вольтер сказал: «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку». Наш Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на трех языках: казахском, русском, английском, не забывая при этом и своего родного. Ведь знание языков – это наше богатство.
Мы живем в Республике Казахстан, находящейся в самом центре Евразийского континента. С огромным уважением смотрят на нашу страну другие народы земли
Казахстан – многонациональная страна, где в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей.
Объединяющей идеей нашей игры стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык – это частица духовного наследия всего человечества, а культура всякого народа – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
Сегодня мы сможем в этом убедиться.
Всемирный День родного языка – это праздник!
Мы начинаем игру «Самый умный».
Ведущий: Класс примет участие в 6-ти конкурсах. Один игрок, набравший больше баллов, становится победителем. Представление жюри.
1-конкурс: «Приветствие».
Ведущий: Подумайте, на каких языках вы сможете поздороваться с соперниками и с членами жюри. Кто сможет вспомнить больше приветствий на разных языках, тот победит в этом конкурсе. Каждый участник говорит по очереди по одному приветствию.
Примеры:
Здоровеньки булы – украинское приветствие
Гуд монинг – английское приветствие
Гутен таг – немецкое приветствие
Добер ден – болгарское приветствие
Бонжур – французское приветствие
Буэнос диас – испанское приветствие
Буна зиуа – румынское приветствие
Оценки жюри.
2-конкурс: «Угадай, о каком народе идет речь?».
Каждый участник на своем столе находит табличку с ответом и показывает ведущему.
1-вопрос: Этот кочевой народ всегда жил в гармонии с природой. Его представители почитали духов воды, степей, лесов и гор. Устраивая жилье, располагали его так, чтобы не мешать гнездиться птицам, не нарушать путей кочевок сайгаков и других животных. Одной из национальных традиций этого народа является охота с прирученными хищными птицами. Орнамент у этого народа является главным видом изобразительного искусства. В нем, как в песне, отражается душа народа. (Казахи)
2-вопрос: Этот народ – крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном государстве, где проживает более 120 миллионов его представителей. Традиционным занятием народа является земледелие. Переселенцы, появившиеся на территории Казахстана еще три столетия назад, помимо охраны границ империи, занимались еще и землепашеством, выращивали рожь, пшеницу, просо. И сейчас хлеб для этого народа – символ богатства, медведь – символ силы и справедливости, а береза является олицетворением родины. (Русские)
3-вопрос: У представителей этого народа началом жизни ребенка считается достижение им возраста одного года. Только с этого момента малыш начинает считаться человеком. Каждому из детей обязательно справляют годину. Если же этого по какой-либо причине не произойдет, то ребенку, достигшему взрослости, нельзя будет отметить ни свадьбу, ни шестидесятилетие. Представители этой страны именуют себя «люди страны Коре». (Корейцы)
4-вопрос: История появления представителей этого народа в Казахстане насчитывает более 200 лет. Одним из первых здесь побывали ученые, работавшие в составе различных экспедиций от Российской Академии наук. Так, 1734 году Фридрих Миллер создал географическое описание Казахстана. Известный математик Эйлер работал в экспедиции, изучавшей низовья реки Урал. По книгам историка Вильгельма Бартольда до сих пор учатся студенты казахстанских вузов. (Немцы)
5-вопрос: У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, вишней), лапша. Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много разных способов приготовления. А столицей государства этого народа является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян. (Украинцы)
6-вопрос: На территории Казахстана представители этого народа появились в 30-х годах 19 века. Сюда они были сосланы как политические противники российского самодержавия. Многие их этих людей оставили заметный след в истории Казахстана, например, поэт Золинский, написавший поэму «казах», художник Залесский, альбом которого с казахстанскими зарисовками был издан в Париже. У этого народа немало замечательных праздников. Один из них пользуется популярностью и сейчас, называется «Топление Моржанны», олицетворяющей образ зимы. Особенно этот праздник любят дети. Школьники 21 марта идут на речку топить чучело зимы. Этот день считается первым днем весны. (Поляки)
7-вопрос: Древним богам этого народа уже никто не молится, но их имена, благодаря сохранившимся до наших дней мифам, знают все. Силачей сравнивают с Геркулесом, а воинственных людей – с Марсом, красавиц же именуют Афродитами. (Греки)
8-вопрос: (Дополнительный. Задается при равном количестве правильных ответов).
Венгры называют этот народ «фараоново племя», англичане – «египтянами», французы – «богемцами», голландцы – «язычниками». А под каким именем известен этот певучий народ–странник в нашем государстве? (Цыгане) Подводятся итоги. Оценки жюри.
3-конкурс: «Пословицы разных народов».
Ведущий: В нашем конкурсе каждый игрок будет говорить по очереди по одной пословице. Необходимо произнести и сказать, какому народу она принадлежит. Говорить можно на любом известном вам языке. А чтобы поняли все, перевести на русский язык или сказать своими словами, о чем она.
Казахские народные пословицы.
Тіл - кілті көңілдің. (Язык – ключ к душе человека).
Жақсы сөз жарым ырыс. (Доброе слово – половина блага).
Жүздің көркі – көз, ауыз көркі.(Глаза украшают лицо, уста - слово).
Өткен күн оралмас, кұнды сөз жоғалмас. (Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется).
Піл көтермегенді тіл көтереді. (Язык осилит, что и слон не поднимет).
Сөз қадірін білмеген өз қадірін білмейді. (Кто слов не ценит, сам себя не ценит).
Жақсы сөз - жан азығы. ( Хорошее слово – душе опора)
Көлді жел қозғайды, ойды сөз қозғайды.(Ветер озеро приводит в движение, слово - мысль).
Айтылыган сөз – атылган оқпен бірдей. (Сказанное слово –вылетевшая пуля.
Бәле – тілден.(Горе от языка)
Ойнап айтсан, да ойлап айт. (Даже говоря в шутку - подумай).
Халық айтса, қалт айтпайды. (Слово народное правдиво).
Тамшы тас жарады,тіл бас жарады. (Капля камень расколет, слово – голову).
Сүраумен Меккеге барасың. (Спрашивая, можно и до Мекки дойти).
Русские народные пословицы
Язык голову кормит.
Язык до Киева доведет.
Без языка и колокол нем.
Язык мой – враг мой.
Хромое слово – хромая речь.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает.
Не пройми копьем, пройми языком.
Подведение итогов конкурса. Оценки жюри.
4-конкурс:«Музыкальные инструменты».
Ведущий: В этом конкурсе ведущий называет по одному инструменту, а игрок говорит, какой народ или какие народы играют на нем. Побеждает тот, кто больше всех назовет музыкальных инструментов.
Ведущий: Игрокам нужно назвать праздники разных народов и сказать, чему они посвящены. Каждый участник называет по очереди только один праздник.
Пример: Сабантуй – татарский праздник, отмечается после окончания весенних полевых работ.
Наурыз – праздник Нового года у казахов, узбеков, таджиков…
Масленица – русский праздник. Получил название от обильной масляной еды.
Топление Моржанны – польский праздник. Проводы зимы.
Бузуки – греческий праздник танцев и песен. Участников осыпали бутонами роз.
Дождливый Муму – румынский праздник. Считалось, что помогает от засухи.
Оценки жюри. Жюри выбирает двух игроков, претендующих на звание «Самый умный».
6-конкурс: «Блюда разных народов».
Мы начинаем последний 6-конкурс «Блюда разных народов».
Участники получают таблички с названиями кухонь разных народов. Я называю блюдо, а в ответ участники поднимают табличку с надписью, какой кухне принадлежит это блюдо.
Вопросы: Ответы:
-Пицца с ветчиной Итальянская кухня
-Чак-чак Татарская кухня
-Винегрет Русская кухня
-Вареники с вишней Украинская кухня
-Казы, карта Казахская кухня
-Картофельные драники Белорусская кухня
-Хачапури Грузинская кухня
-Цимес Еврейская кухня
-Люля-кебаб Азербайджанская кухня
Жюри подводят итоги, выбирают победителя.
Ведущий: Наша интеллектуальная игра «Знатоки традиций народов Казахстана» заканчивается. Мы поздравляем победителя.