1.Привитие интереса к истории родной страны уважение к её традициям. 2.Развивать мышление, память, творческие способности учащихся;
3.Воспитывать уважение к культуре русского народа
Оборудование: презентация «Зимние посиделки», запись песни «Во поле берёзка стояла», минусовка мелодии «Частушки», русские народные костюмы (сарафаны, платочки, рубашки с вышивкой, пояса), карточки «Словарные слова»,
Оформление класса: декорации русской избы: стол, накрытый льняной скатертью, лавки, деревянная и глиняная посуда, самовар, баранки, пряники, сушки в мисках, варенье в вазочках, полотняные дорожки на полу.
Подготовка к уроку: были розданы для разучивания скороговорки, частушки, небылицы;
Ход занятия
Слайд 2. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер.
Ученик . Добрый день,
Гости званые и желанные!
Милости просим к нам на посиделки.
Крестьянский домик, на окнах занавески (Девочка сидит в тёмном углу на лавочке у окна )
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски и игры.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы
Учитель - Сегодня ребята мы собрались в русской избе, все красивые, нарядные. И поговорим мы о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Зимой торопиться некуда, погода не подгоняет.
Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.
Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки.
Слайд 3. Словарная работа: Посиделки (посиденки, посидки, посидухи, поседки, насидушки) - сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен. А еще русские посиделки называют вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, заседками, дозорьками. На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещенья, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.
- Русская пословица гласит так: «Встречай не по одёжке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы знаете пословицы. Начнём мы наши посиделки с пословиц.
Пословицы
- Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать её окончание:
1.Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
2.Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда).
3.Дарёному коню…(в зубы не смотрят).
4.Один в поле …(не воин).
5.С кем поведёшься…(от того и наберёшься).
6.Слово не воробей… (вылетит не догонишь).
7.Лучше синица в руках,…(чем журавль в небе).
8.Любишь кататься, …(люби и саночки возить).
9.Не имей сто рублей, а …(имей сто друзей).
10.Поспешишь…(людей насмешишь).
Небылицы Слайд 4.
- Кроме пословиц на Руси были распространены небылицы.
Словарная работа: Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.
Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,
Щёлкают орешки да говорят насмешки.
Инсценировка небылиц
1).- Фома, что из леса не идешь? - Да медведя поймал! - Так веди сюда! - Да он не идет! - Так сам иди! - Да он не пускает!
2).- Сынок, сходи за водицей на речку! - Брюхо болит! - Сынок, иди кашу есть! - Что ж, раз мать велит - надо идти.
3).-Федул, ты че губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Учитель:Ну и порадовали вы нас,
А чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
Загадки: Слайд 5-6.
• Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето). • Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).
Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
• Гибкий лес на плечи залез (коромысло). • Кривой конь лезет в огонь (кочерга). • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар). - Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Слайд 7.
Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка) Слайд 8.
Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”, так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Пляшу по горнице, С работою моей, Чем больше верчусь, Тем больше толстею. (Веретено) Слайд 9.
- Будний день крестьян начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом. Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.
То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь — горе: Продырявит море. (Утюг.)
- Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.
Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель. Слайд 10
Учитель: Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все получается! А частушки петь вы умеете? Слайд 11.
Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.
1.Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
2.Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире
Не одна иду плясать
нас идёт четыре.
3.Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад,
сапоги мои лежат.
5.Балалаечка – гудок
Своё дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
6.На окошке два цветочка,
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Молодцы, ребята, развеселили вы нас, а поиграть с нами не хотите ли? Я приглашаю русскими народными играми позабавиться. Слайд 12.
-Давайте поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют: – Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша. Погрызи орехи Для своей потехи. Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами. – Свои руки положи, Имя правильно скажи. По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Игра «Голубки».
Пары стоят спиной друг к другу. На счёт 1,2,3 по хлопку ведущего игроки должны повернуть головы вправо или влево. Если в одну сторону, то выиграли.
Учитель:
- Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Ну что ж, говорите свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить. - Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.
Скороговорки. • От топота копыт, пыль по полю летит. • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. • Прокоп, украл укроп. • Носит Сеня в сени сено. • На дворе трава, на траве дрова.
УчительСлайд 13.Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще танцует–
Знать не все потеряно.
Исполнение танца «Во поле берёза стояла»)
Игра «Что делаете зимой». Дайте мне ответ. Слушайте внимательно,
Отвечайте: «Да иль нет».
- В снежки играете с друзьями? (Да)
- Грибы по лесу собираете сами? (Нет)
- С горки на санках катаетесь? (Да)
- В деревне на речке купаетесь? (Нет)
- По лесу на лыжах бродите? (Да)
- А много цветов находите? (Нет)
- В саду своём грядки копаете? (Нет)
- Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)
Учитель Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще танцует–
Знать не все потеряно. ( Исполнение танца «Во поле берёза стояла»)
Ученик:
Подходите, подходите
Конфетки, бараночки берите.
Про нас не забывайте,
Добрым словом вспоминайте. ( ученик и ученица раздают угощение)