Рождественские посиделки.
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения на Руси традиции праздновать Рождество, его символами, обычаями; расширять кругозор учащихся о культуре русского народа.
1. 1-ый скоморох. Всех поздравляем, приветствуем всех!
2-ой скоморох. Да здравствуют шутки. Веселье и смех!
1-ый скоморох. Всех, всех мы приглашаем на праздничный вертеп. Беги, торопись, упал – не журись!
2-ой скоморох. Но я думаю, что не все знают, что означает слово «вертеп». Давай объясним его смысл.
1-ый скоморох. Да, верно. Слушайте, ребята. Когда-то, давным-давно на Руси вертепом называли ящик с куклами – марионетками. С таким ящиком ходили по селу крестьяне в праздничные вечера, песни пели да куколок плясать заставляли
2. Хозяйка: Вот и прошли Новогодние праздники, на которых я слышала, были разные гости. Да, пришёл Новый год на землю, и теперь день будет прирастать всё быстрее и быстрее, не успеем оглянуться, как отступят тёмные рассветы и бесконечные зимние вечера. А вы знаете, что первый месяц зимы - январь. Проходила 1 неделя Нового года. И в России начинали праздновать весёлую пору Святок и Рождества. Каждый день люди гуляли в своих деревнях. Пели песни, водили хороводы, наряжались в диковинные костюмы, играли в разнообразные игры. Давайте и мы попробуем поучаствовать в таком празднике.
3. Дети читают стихи:
1. Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
2. Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
3. Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
4. И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа…. ( А. Коринфский)
Рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов.
- Чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Слайд 1.
- Мария жила в городе Назарете. Она была невестой плотника Иосифа. Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок—Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог. Слайд 2.
- После свадьбы Иосифа и Марии, им пришлось отправиться в путь. Слайд 3.
- В то время император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Марияи ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария. Слайд 4.
- Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка. Слайд 5.
- В поле неподалеку пастухи сторожили стадо. С небес им явился ангел и открыл, что в Вифлееме родился Спаситель мира. Пастухи отправились искать новорожденного Иисуса. Слайд 6.
- Они нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу. Слайд 7.
- Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. В далеких странах на Востоке, жили мудрецы—волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь. Слайд 8.
- Волхвы добрались до Иерусалима и спрашивали там у всех, где новорожденный Царь иудеев. Слайд 9.
- Жестокий и коварный царь Ирод встревожился. Он боялся потерять трон и задумал погубить Иисуса. Ирод притворился, что хочет поклониться Младенцу. Он попросил волхвов сообщить ему, где Иисус, если они Его найдут. Слайд 10
- Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Исусу дары—золото, ладан и смирну. Потом они пустились в обратный путь.
Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:
золото – символ царской власти;
ладан (ливан) – признание его божественности;
смирна – признание его человеческого начала.
* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).
* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания Слайд 11.
- В ту же ночь Иосифу во сне явился ангел и сказал, что бы он взял Марию и младенца и бежал в Египет, потому что царь Ирод хочет погубить Иисуса.
Так Иосиф с Марией и сделали. Они собрались, взяли маленького Иисуса и направились в Египет. Слайд 12.
- Когда прошло какое-то время, а волхвы все не возвращались, Ирод понял, что его обманули. Однако, время летит быстро. Через некоторое время царь Ирод умер. И тогда Бог через ангела передал Иосифу и Марии, что они могут вернуться в израильскую землю.
Иосиф с Марией и Иисусом вернулись домой и поселились в городе Назарет. Слайд 13
5. Ребята, а вы знаете что слово Рождество ассоциируется со словами «елка», «праздник», «игры».
Учитель: как вы думаете почему по всему свету в этот день принято наряжать именно елочку, а не какое-то другое деревце?
Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина – оливы, пальма –пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.
- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?
- Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, - ответила она
- Ах ты, добрая, печальная елочка!
За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рождения ёлку украшают яблоками, золочеными орешками, сладостями и всякими игрушками
6. Песня о елочке
- Какой же праздник без игры!
Проводится игра: "Чего на елке не бывает?"
Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать: "Да". Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит-
На ветвях ее висит.
Звездочка-верхушка? (да)
Звонкая хлопушка? (да)
Петенька-петрушка? (да)
Мягкая подушка? (нет)
Белые снежинки? (да)
Яркие картинки? (нет)
Шар из паутинки? (да)
Старые ботинки? (нет)
Плитки-шоколадки? (нет)
Кони и лошадки? (да)
Зайчики из ватки? (да)
Варежки – перчатки? (нет)
Красные фонарики? (да)
Хлебные сухарики? (нет)
Яркие флажки? (да)
Шапки и платки? (нет)
Яблоки и шишки? (нет)
Колины штанишки? (нет)
Вкусные конфеты? (да)
Снежные газеты? (нет)
Учитель: В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.
Игра "Дары волхвов"
Примеры предметов: конфета; катушки ниток; наперсток; жевательная конфета; маленькая открытка; игрушка; грецкий орех; конфета "чупа-чупс";
Детям предлагается мешочек с различными предметами. Дети по очереди засовывают руку в мешок, выбирают какой-нибудь предмет и на ощупь пытаются понять, что это. Если ребенок правильно угадал - он забирает этот предмет в качестве приза.
Коляда
Учитель: Чудесных перемен, обновлённой жизни, новых радостей ожидали от Рождества везде и во все времена. От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19 января. Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…
-Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)
-Кто из вас знает, что значит колядовать?
(Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки)
- А вы, ребята, хотите поучиться колядовать? Попробуем.
Колядование начинается с того, что парни и девушки переодеваются так, чтобы их не узнали. Берут бумажную звезду. Собираются группой и отправляются с песнями-колядками по дворам, туда, где их ждут (ряженые выходят из класса вместе с учителем
Сценка:
группа ряженых ребят с рождественской звездой, украшенной цветными ленточками, стучится в дом.
- Кто там? – спрашивает хозяин (наши гости).
- Это мы, колядовщики.
- Здравствуйте, хозяюшка. Позвольте во горенку войти, во горенку войти да на лавочку сесть. На лавочку сесть да песенку спеть.
Дети исполняют колядки.
Девочка:
Коляда, коляда,
Отворяй ворота.
Ты вставай, господин,
Разбужай госпожу,
Хлебом – солью нас корми,
Путь – дорожку укажи.
Мальчик:
Я, маленький хлопчик,
Принес Христу снопчик.
С праздником поздравляю,
Здоровья желаю.
Девочка:
Пришла коляда
Накануне Рождества
Дайте коровку
Масляну головку!
И дай Бог тому,
Кто в этом дому.
УГОЩЕНИЕ КОНФЕТАМИ, ПИРОГАМИ.
- Спасибо вам, щедрые хозяева!
-Пусть Новый год принесет вам радость в дом, здоровья, богатый урожай хлеба!
Учитель: Приблизительно так проходил обряд колядования на Рождество.
Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. И сейчас мы поиграем и узнаем «Чего на елке не бывает?»
Инсценирование небылиц )
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда.
- Так он не идет.
- Так иди сам.
- Да он сам не пускает.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
Сын: (к хозяину) – Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что такое рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтобы складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали!
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму.!
Хозяин: Это за чем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали,
тятенька?
Хозяин: Моего дедушку звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает – твово дедушку ругает.
Хозяин: Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие
пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя.
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться да ссориться, лучше загадки отгадайте.
(Дети отгадывают загадки):
Она сияет в вышине.
Она восходит в тишине,
Когда на землю ночь придет,
И хор небесный воспоет.
И люди вторят той хвале –
Христос родился на земле! (Рождественская звезда).
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель).
В воде родится, а воды боится. (Соль).
И комковато, а ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей (Хлеб).
Крещение (19 января)
«Когда же исполнилось Ему (Иисусу Христу) тридцать лет, Он пришёл из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы креститься. Иисус вошёл в реку, Иоанн положил руки на главу Спасителя, и Он окунулся в воду. Когда Господь вышел из воды, над Ним раскрылось небо. И увидел Иоанн Духа Божия. Он сходил, как голубь, на Господа Иисуса. И был слышен с неба голос: «Это — Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».