Внеклассное занятие познакомит учащихся 1-4 классов с разнообразием животного мира Карелии. В ходе занятия ребята путешествуют по Карельскому лесу, отгадывая загадки, и знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу Карелии.
Цель: ознакомление учащихся с разнообразием животного мира Карелии.
Задачи: - развивать мыслительную деятельность учащихся, наблюдательность;
- познакомить детей с животными, занесёнными в «Красную книгу Карелии»;
- обобщить знания детей о животных;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природ
Вещный ряд: картина «Лес», кроссворд, картинки с изображением животных.
Методический репертуар занятия:
использование ИКТ, наглядность, беседа, рассказ.
Научно-методические пособия:
презентации, «Красная книга Карелии».
Ход занятия.
1.Организационный момент, сообщение темы, цели занятия.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
( лес)
- Молодцы! Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
(вывешивается картина «Лес».)
А кого мы с вами встретим на своём пути, о ком будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав кроссворд.
(Учитель загадывает загадки)
- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(жук)
- На овчарку он похож,
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
-Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину-
Хоть пиши картину.
( бобры)
- В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
- Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?
( норка)
- Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(белка)
(После каждой отгаданной загадки учитель вывешивает на доску изображение животного)
- Молодцы! Какое ключевое слово получилось? Сегодня мы с вами поговорим о животном мире карельского леса.
2.Повторение и систематизация знаний.
- Какие животные нам помогут встретиться во время нашего путешествия по карельскому лесу?
(дети перечисляют)
-Что вы о них знаете?
(высказывания детей)
-Какую пользу они приносят?
( ответы детей)
Дополнения учителя.
- Волк является санитаром леса. Он уничтожает больных и слабых зверей.
Есть случаи приручения лосей. Лоси незаменимы в заболоченных местах, где плохие дороги. Запряжённый в сани лось может вести до 200-400 кг груза. Лоси быстро привыкают к дойке и очень привязываются к дояркам. Лосиное молоко питательно. Из кожи лося изготавливают замшу, обувь, куртки, перчатки.
Божья коровка - отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых.
Лисица приносит большую пользу человеку тем, что уничтожает много грызунов, которые являются вредителями сельского и лесного хозяйства, а часто и переносчиками болезней.
Дятел – лесной доктор.
Живородящая ящерица уничтожает насекомых в большом количестве, приносит пользу сельскому и лесному хозяйству.
Лягушки истребляют много опасных для леса насекомых и сами служат кормом для многих зверей и птиц.
Жуки – могильщики играют в природе важную санитарную роль, уничтожая падаль и различные пищевые отбросы, одновременно они обогащают почву перегноем.
-К какому выводу мы с вами пришли?
(учащиеся делают вывод, что всё в природе взаимосвязано, все друг другу нужны)
Ученики читают стихотворение Б. Заходера «Про всёх на свете».
«Все-все,
Все на свате,
На свете все нужны!
И Мошки
Не меньше нужны,
Чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников-
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела у Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны-
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны.
И это вы, дети, запомнить должны!