Просмотр содержимого документа
«Жестокое обращение с детьми. Подростковый суицид»
Жестокое обращение с детьми. Подростковый суицид.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.
Насилие- принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие(словарь С.И.Ожегова)
Насилие- воздействие одного человека на другого, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность в физическом и духовном смысле(Конституция РФ)
Жестокое или плохое обращение с ребенком- все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести, или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти(ВОЗ; 2003)
Формы жестокого обращения с детьми
физическое насилие – действия, которые фактически причиняют физический вред или могут его причинить;
сексуальное насилие — использование ребенка для получения сексуального удовлетворения;
эмоциональное (психологическое) насилие — действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: оскорбление, угрозы и запугивание, неприятие и др. нефизические формы враждебного обращения;
пренебрежение нуждами ребенка (моральное насилие) — неспособность родителя обеспечить развитие ребенка в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания.
Истоки и причины насилия
Многовековые традиции патриархального воспитания;
Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости;
Низкий уровень общей и правовой культуры населения;
Бессилие родителей.
Б лижайшие последствия насилия- физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную.
Отдаленные последствия насилия -различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия.
К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:
задержка в физическом, речевом развитии, инфантильность;
не ходит в школу, прогуливает или приходит слишком рано в школу, а уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
По определению ВОЗ: «СУИЦИД
– действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато иреализованоумершим в сознаниии ожидании
такого результата».
Статистика .
По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12.7 % от общего числа умерших от неестественных причин.
Поданным официальнойстатистики, ежегодно2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 летзаканчивают жизнь самоубийством.
ВИркутске случаев суицида у детей в два раза больше, чем по стране.
По данным психиатров, среди детей 7 — 14 лет наибольшее число суицидов совершают мальчики, так как их психика в этом возрасте довольно хрупка и сильнее, чем у девочек, подвержена психотравмам.
Причины подросткового суицида:
- Душевная болезнь, галлюцинации - когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. - Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. - Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. - Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. - Боязнь позора, насмешек или унижения. - Страх наказания, нежелание извиниться.- Дефицит общения со сверстниками.- Депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека. - Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. - Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. - Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. - Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Словесные признаки:
Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
Много шутят на тему самоубийства.
Заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
Демонстрируют радикальные перемены в поведении
Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
1.Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении
3. Ощущает себя жертвой насилия
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Правовые основы
Конвенция ООН о правах ребёнка определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
· признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
· защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
· защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
· меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)