Просмотр содержимого документа
«Здоровым быть здорово»
« Здоровым быть здорово»
Цели:
познакомить детей с различными питательными веществами (белками, жирами, углеводами), их ролью и значением для организма;
закреплять у детей знания и представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на органы и системы человека.
Задачи:
Образовательные:
дать представления детям о продуктах — основных источниках белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.
развивать представления детей о важности разнообразия в рационе питания человека.
помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
продолжать формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.
Развивающие:
развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).
закрепить соблюдение детьми правил питания.
Воспитательные:
Прививать интерес к получению знаний.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать у детей желание оказать помощь
Оборудование: Экран с мультимедиа, письмо, видеокамера, кассета, конверт, музыкальный центр.
Основные методы и приёмы:
игровые моменты, позволяющего детям снять эмоциональное напряжение, корригирующего эмоционально-волевую сферу;
ИКТ для стимулирования детей к работе на занятии, как способа самоконтроля знаний, новая форма подготовки дидактических игр для детей;
музыка, наглядность для эмоционального настроя на занятие;
дидактические игры..
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс письмо от Винни-Пуха и его друзей. У них в лесу стали происходить странные вещи. У всех зверей болят животы и зубы, они больше не любят играть и танцевать, сидят дома и грустят. (Слайд 2) И это всё стало происходить после того, как в их лесу странный человек открыл магазинчик, где продаются чипсы, газированные напитки, пироженные, конфеты, гамбургеры и пицца. – Как же это всё связано? А как вы думаете, почему с ними приключилась такая беда?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, мне тоже кажется, что это от неправильного питания. Знаете, что я предлагаю? Мы с вамисегодня поговорим о правильном питании, мы узнаем, какие продукты надо употреблять в пищу, и какие питательные вещества обязательно должны содержаться в ней,когда и сколько раз в день нужно есть, чтобы действительно быть здоровыми.
Все ребята знают, что для здоровья полезно есть только свежеприготовленную пищу, много овощей и фруктов, пить соки. Один раз в день нужно обязательно поесть горячее блюдо: суп, борщ или щи. Приступать к еде нужно только в хорошем настроении, иначе еда не пойдёт впрок. Во время еды нужно молчать, а не болтать и смеяться. Нельзя проглатывать пищу крупными кусками, нужно медленно и тщательно пережёвывать еду. Ни в коем случае нельзя объедаться, это очень вредно для желудка! Кушать нужно три-четыре раза в день, если кому-то врач не приписал иначе. Очень важно: кушать нужно только тогда, когда проголодался. И конечно же, надо употреблять в пищу только полезные продукты. Вот такие простые правила здорового питания. И очень важно соблюдать их!
И всё снимем на видеокамеру, а потом эту запись мы отправим Винни и его друзьям, чтобы они знали, какая еда полезна.
II. Беседа о витаминах и полезных продуктах
Воспитатель: Что вы любите есть больше всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для чего мы едим?
Дети: Человек питается, чтобы жить...
А что же такое питание?
(Слайд 3)
Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
Ведущий: Пища – не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития. Ученые установили, что в составе нашей пищи обязательно должны содержаться белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины. Все они нужны для нормального развития организма.
(Слайд 4)
Давайте о них сейчас поговорим и узнаем зачем они нам нужны. Белки – это «материал» для строительства клеток,
раньше их называли «кирпичиками» тела.
Белки нужны, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными.
А еще белки – это пища для мозга. С помощью белков организм растет крепким и здоровым. Особенно они нужны детям.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок,
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже.
Здесь тебе белок поможет.
Но если питаться только продуктами, которые содержат много белка, организму не будет хватать других полезных веществ. Например, углеводов.
(Слайд 5) Углеводы – составляют большую часть рациона питания и являются основным поставщиком энергии для организма, человек становится более работоспособным, выносливым.
Ими богаты хлеб, крупы, фрукты и овощи.
Все-все крупы – Удивительная группа! Нам в тепло и непогоду Поставляют углеводы, Нам клетчатку посылают И энергией питают.
Также нам необходимы есть пищу богатую жирами.
(Слайд 6)
Жиры – это строительный материал для мозга и нервной системы. Они способствуют выработке иммунитета.
Жиры – сравним с продовольственным складом, где хранятся запасы на « черный день». Если организм несколько дней не получает пищи, то усиленно работает «СКЛАД» и выдает накопленные запасы продовольствия. Во время болезни случается так, что пустеют склады, человек сильно худеет.
Жир, что в пище мы едим, Очень нам необходим: Сохранит температуру, Повлияет на фигуру, Защитит от холодов, Шубой нам служить готов. Жиры содержатся в сметане, растительном и сливочном масле.
(Слайд 7)
Вода входит в состав всех органов, тканей и помогает усвоению всех питательных веществ. Доля чистой воды составляет около 1литр, она поступает с питьевой водой и напитками.
Для здоровья хороша Очень чистая вода. Далеко ходить не надо, Ведь она с тобою рядом!
(Слайд 8)
Минеральные соли активно участвуют в жизнедеятельности организма, в нормализации функций важнейших его систем.
(Слайд 9)
Ежедневно ваш организм требует определенного количества основных витаминов.
Витамины в переводе означает «носители жизни». Витамины – вещества, которые находятся в ягодах, фруктах и овощах. Они помогаю вам расти, бороться с болезнями, помогают быть здоровыми. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, они поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.
Без витаминов жить нельзя! Они – надежные друзья!
А сейчас я вам загадаю загадки - про витамины, кто отгадает, тот получит фишку. (Слайд 10)
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я… (Капуста)
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, В тропиках растет... (Банан)
Близнецы на тонкой ветке Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий ...(Виноград)
С виду он как рыжий мяч Только вот не мчится вскачь. В нем полезный витамин - Это спелый ...(Апельсин)
Сорвали детишки Синие шишки. Шишки гладенькие, Внутри сладенькие... (Слива)
Растет в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает... (Земляника)
Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица?» А всего-то – косточка, Да красненькая кофточка... (Вишня)
В землю вросло, Сверху красно, Посерёдке толсто, Под конец тонко... свекла (Свекла)
Неказиста, шишковата, А придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!... (Картошка)
Золотая голова – велика, тяжела. Золотая голова – отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка... (Тыква)
Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа ... (Груша)
Круглое, румяное, Оно растет на ветке. Любят его взрослые И маленькие детки... (Яблоко)
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. Но на вкус кислейший он, И зовут его ... (Лимон)
Сам алый, сахарный, На нем кафтан Зеленый бархатный... (Арбуз)
III.Четверостишия о продуктах
Воспитатель: Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе хлопаете в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, вы молча сидите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
7. Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку: Что полезнее жевать – репку или жвачку?
– Ребята, как вы думаете, что полезнее? (Ответы детей)
Ведущий: Да, молодцы ребята. После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.
IV.Дид.игра «Полезные и вредные продукты»
(Слайд 11)
– А вот Винни Пух и его друзья совсем запутались какие продукты питания полезные, а какие вкусные, но приносят вред растущему организму. Давайте поможем Сове – Умной голове разобраться в продуктах питания. Я вам предлагаю отправить полезные продукты на одну тарелку, а вредные на другую.
– Молодцы, я думаю Сова сказала бы вам: «Большое спасибо!»
V. Физкультминутка "Обжора"
Один пузатый здоровяк(округлое движение обеими руками вокруг живота) Съел десяток булок натощак, (выставить перед собой все пальцы) Запил он булки молоком, (изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него) Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту) Затем барашка он поджарил (показать указательными пальцами рожки) И в брюхо бедного направил (погладить живот) Раздулся здоровяк как шар, (изобразить в воздухе большой круг) Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)
VI. «Меню для сказочных героев»
(Слайд 12)
Ведущий: Существуют такие группы продуктов, которые укрепляют и оздоравливают органы и системы нашего организма. Дети как вы думаете, чтобы кролику хотелось укрепить?
Дети рассуждают: Кролик плохо видит, он носит очки. Значит, ему будут полезны продукты, укрепляющие зрение.
Ведущий: Правильно и такими продуктами являются: морковь, горох, помидоры, лук, зелень, тыква, абрикос, черника, творог. У нас в д/с , школах медсестры и повара строго следят за тем, чтобы дети регулярно получали все питательные вещества и витамины. Они тщательно продумывают, чем будут кормить детей каждый день – составляют меню. Давайте и мы с вами попробуем составить меню для кролика, используя продукты, представленые на экране.
(Слайд 13)
Дети: На завтрак можно сварить кашу и в неё добавить тыкву. На обед: сварить гороховый суп. Из помидоров, лука и зелени сделать салат. Из абрикосов сварить компот. НА ужин: из творога можно испечь сырники, из черники приготовить джем. А морковку просто натереть на терке и подать в сыром виде. Выяснить у детей, как еще можно помочь своим глазам, и предлагает показать Кролику гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз (слайд 14)
А сейчас давайте проверим запомнили ли вы какие полезные, а какие вредные продукты
Каждый из вас по очереди будет подходить к доске выдергивать картинку и определять полезный или вредный этот продукт.
VII. Итог
Ведущий: Дети я рада за вас! Вы теперь знаете какие продукты полезные, а какие вредные и я надеюсь что вы будете правильно питаться и сохраните свое здоровье на долго. Но на прощание я вам скажу Золотые правила питания, запомните их и вы всегда будете здоровыми:
Главное не переедайте.
Ешьте в одно и тоже время свежеприготовленную пищу.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.
Овощи и фрукты – полезные продукты
Сладостей тысячи, а здоровье одно.
Ребята давайте подведем итог. Что мы сегодня с вами узнали?
Мы с вами поговорили о правильном питании;
Мы узнали, какие продукты полезные, а какие вредные;
Какие питательные вещества обязательно должны содержаться в пище, Какие правила питания мы знаем.
Звучит музыка, выходят все участники. (Можно заранее раздать детям стихи)
Смородинка:
Подведем теперь итог: Чтоб расти – нужен белок.
Клубника:
Для защиты и тепла Жир природа создала.
Апельсин:
Как будильник без завода Не пойдет ни так, ни сяк, Так и мы без углеводов Не обходимся никак.
Яблоко:
Скажем вам без хвастовства Истину простую, Минеральные вещества Играют роль большую.
Банан и ананас:
Витамины просто чудо! Сколько радости несут. Все болезни и простуды Перед нами отведут.
Лимон:
И поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда – Важнейшее условие!
Витамин А:
Учить уроки, чтоб на «пять», И спортом заниматься, Чтоб мозг и мышцы укреплять, Вам надо правильно питаться. Но перед тем как сесть за стол, Ты должен вымыть чисто руки, Когда ты ешь, то не смотри футбол, Не отвлекайся на другие звуки.
Витамин В;
Если завтрак пропустил, Ты желудку навредил! Не забудешь про обед, Избежишь ты многих бед. И не позабудь про ужин – Ужин тоже очень нужен.
Витамин С:
В еде не будь до всякой пищи падок, Знай точно время, место и порядок. Спокойно, не спеша, без суеты Питаться регулярно должен ты. Питайся, если голод ощутил, Еда нужна для поддержанья сил. Зубами пищу измельчай всегда, Полезней будет, впрок пойдёт еда.
Вот мы и познакомили вас ребята с Азбукой правильного питания! Всегда помните и соблюдайте золотые правила питания.
Я предлагаю отправить видеозапись с нашим занятием Винни-Пуху и его друзьям, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть. А вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким. Кушайте на здоровье!
Литература:
Парциальная программа регионального уровня «Познавайка» под редакцией авторского коллектива МДОУ № 13., г.Череповец.
Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Будь здоров. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание. Дидактические игры и игровые задания.– СПб.: «Детство-Пресс», 2011.