Просмотр содержимого документа
«"Загадки бабушкиного сундучка"»
Тема: «Загадки бабушкиного сундучка».
Цель: ознакомить детей с историей возникновения кукол - оберегов и изготовить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.
Задачи: обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России;
развивать интерес детей к миру традиционной русской культуры,
развивать навыки работы с различными материалами;
развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз;
воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание;
воспитывать чувство гордости за свою страну;
воспитывать нравствено - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).
Оборудование и методическое оснащение:
презентация на тему « Русские куклы – обереги»»;
выставка «Тряпичная кукла»;
инструменты и материалы для практической работы:
три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25см,21см,18см;
лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук;
лоскуток треугольной формы для платка;
кусочек ваты или другой наполнитель;
нитки, ножницы, тесьма для украшения (по желанию);
запись русской народной музыки;
технологическая карта изготовления куклы;
образец куклы (изготовленной педагогом ранее).
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Дети рассаживаются за столами)
Приветствие:
Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас!
Здравствуйте, ребята.
2. Сообщение темы, целей занятия. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка? (кукла)
Сегодня мы с вами поговорим о русских народных куклах.
Послушайте сказку про Алёнушку и Иванушку.
Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатиться ему захотелось, да и говорит:
«Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»
А Алёнушка ему отвечает: «Я всё делать умею, только шить не могу».
Иван говорит: «Ладно, а блины испечёшь?»
Алёнушка ему в ответ: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».
«Ладно» - усмехнулся жених, « а мешок сошьёшь?»
Алёнушка опять за своё: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».
Иван удивился: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»
Обрадовалась невеста: «Умею, умею!»
Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.
Красавица спрыгнула на землю и пустилась в пляс.
А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.
Воспитатель:- Ребята, о чём эта сказка?
Дети: Эта сказка о ленивой девушке.
Воспитатель:- - Почему так поступил жених?
Дети: Ему не нужна была ленивая жена.
Воспитатель: - Что умела делать невеста?
Дети: Ничего, кроме как плясать и танцевать.
Воспитатель: -Продолжим нашу беседу. Подумайте и скажите, как может девушка всему научиться, и шить, и готовить, и ткать, прясть?
Дети: Её кто-нибудь научит.
Воспитатель:- Правильно. Ей показывает и всему учит мама.
А ещё были помощницы - куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.
Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.
Охраняет малыша покой. Не боится кукла непогоды, И болезней, и дурных людей. Обойдут младенца все невзгоды, Если спит он в колыбельке с ней.
Воспитатель:- На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –« Маланья». 4. ФИЗМИНУТКА У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши) Жили в маленькой избушке :(сложить руки под углом, показать избушку) Семь сыновей (показать семь пальцев) Все без бровей ,(очертить брови пальцами) Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать длинный нос растопыренными руками) Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы) Вот с такой головой,(очертить большой круг вокруг головы) Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду) Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку) На Маланью все глядели. (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами) И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)
Ребёнок читает стихотворение Л. Рубальской
Фея знала своё дело, И, летая в небесах, Днём и ночью, то и дело, Совершая чудеса. Фея кукол создавала. Мастерила, колдовала. Всё чего она касалась, Оживало, просыпалось. И в её руках послушно, Обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже, С человеческими схожи. А потом свои трофеи Раздавала людям фея. Потому что это средство, Чтобы вечно помнить детство.
5. Практическая работа.
(Во время работы звучат русские народные песни.)
А сейчас мы с вами изготовим куклу. Посмотрите, что лежит на ваших столах, выберите предметы ( цветные и белые ткани, вата, тесьма, шитьё, шерстяные цветные нитки, травы, крупы, лыко и др.) необходимые для вашей куклы. Здесь также есть пошаговая инструкция изготовления оберегов. Приступаем к изготовлению кукол.
Технологическая карта изготовления куклы
1) Изготовим голову куклы. Для этого возьмем вату и скатаем из неё шарик. Положим шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем тканью и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.
6. Рефлексия.
1. Когда возникли первые игрушки?
Дети: В глубокой древности.
2. Из чего их делали?
Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.
3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
4. Названия каких кукол вы запомнили?
Дети:
5. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?
Дети: Колокольчик.
6. Для чего она служила, какое было её назначение?
Дети: Она приносила в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.
В заключении исполняется песня на мотив русской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато!» (сл. М.Кретовой):
Гостей мы сегодня у нас привечали, О всех оберегах мы вам рассказали: Для дома, любви, для удачи и счастья, О том как себя уберечь от несчастий. От всякого лиха чеснок пригодится. Для дружной семейки горошек годится. А шишки, конечно же, для долголетья, А вот кукуруза - здоровые дети. Зерно для достатка, для женщин - рябина, А веник, чтоб не было зла и в помине. Так будьте здоровы, богато живите, И в гости ещё к нам не раз приходите!