kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на тему "Критическое мышление на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление -это один из видов интеллектуальной деятельности человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Критическое мышление на уроках в начальной школе"»

Использование технологии

развития

критического мышления

на уроках в начальной школе

Аннотация.

В данной статье рассмотрен один из инновационных методо

в:

технология развити

я критического мышления, который направлен

на развитие

навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную

информацию.

Особое внимание уделяется структуре урока и приёмам данной

технологии

.

Ключевые слова:

современн

ый подход к обучению, технология развития

критического мышления, структура урока, приёмы технологи

и развития

критического мышления

.

В условиях модернизации начальное образование строится на основе

качественно новой личностно

-

ориентированной развивающей мо

дели.

Принципиальным

отличием

современного

подхода

является

ориентация

стандартов

на

результаты

освоения

основных

образовательных

программ.

Под

результатами

понимаются

не

только

предметные

знания,

но

и

умения

применять

эти

знания

в

практической

деятельн

ости.

Одной

из

основных

целей

образования

является

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к

учению, формирование желания и умения учиться

.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с

разным уровнем гот

овности к обучению, неодинаковым социальным опытом,

отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование

призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для

индивидуального развития ребенка.

Работая с детьми, я находилас

ь в поиске таких

приёмов работы, которые бы

совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить

более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются

трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но м

ожно ли

научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно

развивать. Развивать мышление

значит развивать умение думать. Одним из

инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в

формировании мыслительной де

ятельности младших школьников, является

технология развития критического мышления

.

Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого,

способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к

самостоятельным действиям

и принятию решений. Данная проблема очень

актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не

наличие у него накоплений впрок, запаса какого

то внутреннего багажа всего

усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что

есть, то есть не

структурные, а функциональные, деятельностные качества.

В процессе реализации ФГОС НОО возникают вопросы:

Как организовать

образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у

обучающихся

УУД?

Как повысить моти

вацию к обучению у современных

школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить

учиться? Какую технологию применить?

Обучение на курсах по теме «Технология развития критического мышления»

помогла мне ответить на многие вопросы.

Нем

ного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение

и письмо»

возникла в Америке в 80

-

е годы ХХ столетия. В России технология

известна с конца 90

-

х годов и по

-

другому называется «Чтение и письмо для развития

критического мышления». В ос

нову ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже

об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего

развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка и т. д.

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в

частности, Куртис

Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли

«переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою

работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы

и критерии оценки

результата. Именно поэтому их разработками может

пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в

работе.

Критическое мышление

-

это один из видов интелле

ктуальной деятельности

человека, который характеризуется высоким уровнем

восприятия,

понимания,

объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике

это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой

информации на жизненный личный опыт.

Критическое мышление имеет 5 характеристик.

1.

Критическое мышление

это мышление самостоятельное

2.

Критическое мышление

это мышление обобщённое

3.

Критическое мышление

это мышление проблемное и оценочное

4.

Критическое мышление

это мышление аргументированное

5.

Критическое мышление есть мышление соц

иальное

Критическое мышление

это способность ставить новые, полные смысла вопросы,

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы

, принимать независимые

продуманные решения. Элементы критического мышления включают в себя

следующие умения и навыки:

применение знаний для принятия решений и решения

задач; рефлексивную постановку вопросов; предоставление разумных и

обоснованных аргументов

; исследования.

Критическое мышление

способность анализировать информацию с позиций

логики, умение выносить обосно

ванные суждения, решения и применять полученные

результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и

проблемам.

Формирование критического мышления

одна из актуальнейших задач

современного обучения.

Для того чтобы дать детям возможнос

ть активно работать с получаемым знанием,

авторы технологии предлагают строить урок по такой схеме: вызов

-

осмысление

-

рефлексия.

Первая стадия

вызов (побуждение),

когда определяется тема урока,

происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняетс

я, что дети уже

знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это

нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения: «Кластер», «

Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний»,

« Верные и неверные сужде

ния».

На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие

знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной

деятельности на данном уроке.

Вторая стадия

осмысление (поиск ответов),

поиск ответов на вопросы,

поста

вленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах

или группах. Если что

-

то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю.

Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой

информацией. Ученик получае

т возможность задуматься о природе изучаемого

объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать

вопросы, определяют собственную позицию. Для этого используются самые

разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление

табли

ц ( сводная,

таблица

-

синтез),

«инсерт»

чтение текста с пометками, «Знаю

хочу, узнать

-

узнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», «

Рыбий скелет» или «Фишбоун».

Третья стадия

размышление (рефлексия)

. Она необходима

для того, чтобы

учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и

решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и

противоречия. Авторы отмечают, что данная структура урока является как

процессом обучения, та

к и изучением процесса познания самими учащимися. Эти

три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать

на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс,

который начинается с информации, а заканчивает

ся ее осмыслением, принятием

решения. Приёмы этого этапа: эссе, РАФТ, синквейн, хокку, бортовой журнал,

двухчастный дневник, « Шесть шляп мышления»

.

Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор

приёмов и методов для осуществлен

ия этого этапа работы, а также включает

способы организации индивидуальной работы, и её сочетания с парной и групповой

работой.

Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ

реально владеют информационной культурой, культурой ра

боты с текстом.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной

деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит

это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии

учебного материал

а по всем школьным предметам. Конечно, всех интересует, в чём

причина этого.

В

недостаточно высоком уровне развития мышления и прежде всего

критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит

в новый век с новым обликом познава

тельной культуры, для которой «человек

репродуцирующий»

-

понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме

воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно

деятельность комбинирующая или творческая.

Описание некоторых приёмов

технологии критического мышления:

"Корзина идей"

Цели приёма:

Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме

Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

Время выполнения: 7

-

8 минут

1 этап

. 2 минуты. Учащиеся выполняют ра

боту индивидуально.

2 этап

. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.

Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение

полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие

представления,

наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант

ответа.

3 этап

. 2

-

4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно

называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске.

Основное условие

не повторять

то, что уже было сказано другими

.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано

все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без

комментари

ев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать»

факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения,

проблемы или понятия могут быть связаны в логич

еские цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Дерево предсказаний»

Цель:

ф

ормирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные

ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

1 этап

-

учитель предлагает

учащимся высказать предположения

(предсказания)

по какой

-

либо теме (например, по материалу, который

предполагается изучить на данном уроке).

2 этап

-

учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные

и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли

согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске

фиксируются и альтернативные идеи.

На

доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева

схеме, где:

ствол дерева

тема,

ветви

предположения, которые ведутся по двум основным направлениям

«возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),

листья

обоснование эт

их предположений, аргументы в пользу того или иного

мнения.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать

классический вариант не обязательно.

3 этап

-

после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний»

и проверить,

оправдались ли предположения детей.

Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж.

Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить

предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

«Инсерт»

Инсерт

самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и

размышления.

I

interactive

«интерактивный»

N

noting

«отмечая»

S

system

«системы»

E

effective

«эффективное»

R

-

reading

«чтение»

T

thinking

«размышле

ние»

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и

Эстес. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с

пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1:

Во время чтения текста учащиеся делают на поля

х пометки: «V»

уже знал;

«+»

новое; «

»

думал иначе; «?»

не понял, есть вопросы. При этом можно

использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V»,

«?» , или 4 значка «+» , «V», «

», «?».

Шаг 2:

Заполнение таблицы «Ин

серт», количество граф которой соответствует числу

значков маркировки:

«V»

поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы

знаете, или думали, что знаете.

«+»

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, являе

тся для вас новым.

«

»

поставьте «

» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что

вы уже знали, или думали, что знаете.

«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы

хотели бы получить более подробные

сведения по данному вопросу.

«Чтение с остановками»

Остановки в тексте

-

своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная

информация, а по другую

-

совершенно неизвестная информация, которая способна

серьезно повлиять на оценку событий.

Ре

комендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не

на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остан

овки необходимо задавать вопросы разных уровней.

Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы

можно подчеркивать синим цветом, на толстые

-

красным.

5. На стад

ии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие

вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм

работы:

1 стадия

-

вызов.

Конструирование предполагаемого текста по о

порным словам,

обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети

должны предположить о чем будет текст.

2 стадия

-

осмысление

. Чтение текста небольшими отрыв

ками с обсуждением

содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем,

должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что

будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют

свое

представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения

своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией

вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия

-

рефлексия

. Заключительная беседа.

На этой с

тадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися

могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц,

творческие работы

.

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Шесть лепестков

шесть типов вопросов.

Простые вопро

сы.

Отвечая на них, нужно назвать какие

-

то факты, вспомнить,

воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных

формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и

т.д.

Уточняющие вопросы

. Обычно начинаются со с

лов: «То есть ты говоришь,

что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по

-

моему, вы

сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи

человеку относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (

объясняющие) вопросы

. Обычно начинаются со слова

«Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут

восприниматься негативно

как принуждение к оправданию. В других случаях

направлены на установление причинно

-

следственных связей. «Поч

ему листья на

деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из

интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип

вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент

самостоятельности

.

Творческие вопросы.

Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке

есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось

в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы

думаете, как будет

развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки

тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что

-

то хорошо, а что

-

то плохо?»,

«Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические во

просы.

Всегда, когда вопрос направлен на установление

взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся

всех

возрастов

(начиная с первого класса) понимают значение

всех

тип

ов вопросов (то есть могут

привести свои примеры).

«Шесть шляп мышления»

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа

каких

-

либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии

или изучения достаточно большо

й темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести

шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы,

сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои

впеч

атления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и

индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной»

оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных хар

актеристик

критического мыслителя. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии

определение направлений для дальнейшего развития...

Белая шляпа

Белая шляпа

мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Только факты!!! Можно цитиров

ать чью

-

то субъективную точку зрения, но

бесстрастно, как цитату.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении

позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными.

Нужно не просто сказать, что им

енно было хорошо, полезно, продуктивно,

конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно,

неясно, проблематично, негативно, вхолостую и

объяснить, почему так произошло.

Смысл заключае

тся в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но

и проанализировать их причины.

Красная шляпа

Это

эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного

эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого

явления. С

каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная

эмоция?

Не нужно объяснять

, почему Вы пережили то или иное эмоциональное

состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.

д.), но лишь осознать это. Иногда э

моции помогают нам точнее определит

ь

направление поиска, анализа.

Зеленая шляпа

Это

творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы

применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы

сделать иначе, почему и к

ак именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот

или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом

материале.

Синяя шляпа

Это

философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле,

старается обобщить высказывания

других «шляп», сделать общие выводы, найти

обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все

время работы поделить на две равные части: в первой

походить по другим

группам, послушать, что они говорят, а во второй

вернуться в св

ою «синюю»

группу и обобщить собранный материал. За ними

последнее слово.

Ценность данной технологии

и в том, что она учит детей слушать и слышать,

развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную

деятельность, познавательный интерес,

побуждает детей к действию, поэтому

работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ,

учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный

процесс система

тической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить

себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на тему "Критическое мышление на уроках в начальной школе"

Автор: Медведева Валентина Сергеевна

Дата: 04.06.2024

Номер свидетельства: 652070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Использование элементов  критического  мышления на уроках казахского языка». "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "173713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424017713"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Выступление из опыта работы по теме "Технология критического мышления как структурный компонент современного урока" "
    ["seo_title"] => string(131) "vystuplieniie-iz-opyta-raboty-po-tiemie-tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-strukturnyi-komponient-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "180404"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425191440"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План работы МО начальных классов за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(52) "planrabotymonachalnykhklassovza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "282333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453668644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "ССП и КСП по теме: "Однородные члены предложения" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "ssp-i-ksp-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448638450"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "ССП и КСП по теме: "Однородные члены предложения" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "ssp-i-ksp-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "259064"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448638463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства