kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Всероссийский урок памяти "Эти 900 дней."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок полезен для учителей начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский урок памяти "Эти 900 дней."»

Сценарий торжественного мероприятия, посвящённого 81-летию полного снятия блокады Ленинграда

Цель: знакомство с важным историческим событием Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Ленинграда.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания учащихся о блокадном Ленинграде.

  • Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.

  • Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Сегодня наша страна отмечает День воинской славы России.

В этот день 27 января 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.


Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.


Фрагмент песни «Вставай страна огромная…» 1 куплет.

1 чтец 22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления фашистских войск составлял около 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот.

2 чтец К концу сентября фронт был на подступах к Ленинграду. Город был окружен фашистскими войсками. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой и бомбардировками с воздуха.

1 чтец На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, пленных превратить в рабов, а город полностью уничтожить.

1.Я помню ту осень и стужу,
Во мраке бугры баррикад,
И отблеск пожарища в лужах,
И грозный, как ночь, Ленинград!

2.И женщины рыли толпою
Окопы, о близких шепча,
Лопатой и ржавой киркою
В тяжелую землю стуча.

3.У них на ладонях темнели
Кровавых мозолей следы,
Но плакать они не умели –
Как были те люди горды!

4.И как говорили без дрожи:
«Умрем, не отступим назад.
Теперь он еще нам дороже,
Родной боевой Ленинград!»

5.Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.

6.Все ближе полчища врагов,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.

7.Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.

Ведущий 2: В огне пожаров сгорели почти все продовольственные запасы города. Людям стали выдавать хлеб и продукты по карточкам. У магазинов выстраивались огромные очереди.

Чтецы:

1.С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.

2.Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская, Дубровка,
Приневские дымилися луга.

3.Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: «Нет!»

4.Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!


5.Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.

6.Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

7.Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

8.Наш город в снег,
До пояса закопан.
И если с крыш,
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.

9.Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали, можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться под пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя!

Ведущий 1: Город боролся.

Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу.

Девушки-комсомолки обходили квартиры и находили беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому.

У станков встали подростки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие.

Ведущий 2

Тот, кто меня слушает, должен понять,
Что это серьезное дело:
Мальчишка, как ты, не хотел умирать,
А чтобы рабочий паек получать,
Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие же, как он.
Но дело не только в краюхе,
А в братстве, и в чести, и в духе.

Песня «Дети Блокады»

Ведущий 1: С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.

Сценка (На полу постелен платок, дети сидят на нем обнявшись. Девочка лежит на коленках у «брата»)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.


Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?


Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!


Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.


Сестра: А вот и мамины шаги слышны!


Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.


Входит мама

Мама: Я покушать принесла.  Достает детям кусочки хлеба. Садится рядом с детьми и читает стих:

Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб…



Ведущий 1: В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.

Ведущий 2: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные.

Ведущий 1: У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек.

Чтецы: Миша

Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.

Ведущий 1: Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус. За водой ходили к Неве.

Чтецы:

1.А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.


2.Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных...


3.Так с декабря кочуют горожане
за много верст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий,
отыскивая угол потеплей.


4.Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик - это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
— Товарищи, мы в огненном кольце.


5.Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ученик:

У нас в семье свои оттенки-
Мы спим в пальто, в пальто живём,
Поскольку градусник на стенке
Всю ртуть оставил под нулём.

Придёт рассвет – уходит мама,
А я на улицу - в ларёк,
Сто двадцать пять блокадных граммов
Несу как праздничный пирог.
Съедай же! – всё во мне кричало,
Но я на стол кладу кусок
И режу вдоль его сначала
И часто- часто поперёк.

На сцену выходит ученица

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.

Стоит и смотрит он на счастье,
забыл и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.

Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке.
Вдвоём остались лютою зимой,
пусть будет радость у девчонки.

Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин...
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал...


Выходит группа чтецов.

В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

Ведущий 1: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться,
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:

Ведущий 1: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:

Ведущий 1: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,
Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:

Ведущий 1: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Ведущий 2: Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Ведущий 1: Но вот в ноябре 1941 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Ведущий 2: Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город продовольствие, вооружение, боеприпасы.

Ведущий 1: Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

Ведущий 2: По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей.

Ведущий 1: Всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Ведущий 2: 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление.

Ведущий 1: С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели!

Ведущий 2: Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. Позади остались 900 страшных дней. Пришло долгожданное освобождение.

Выходит группа чтецов.

1.За годом год мелькают даты, даты
Все дальше, дальше страшные года
Но все, что пережили мы когда-то,
В сердцах и в памяти осталось навсегда.

2.В кольце железном город наш любимый.
Морозно, страшно, голодно, темно…
И как мы пережили эту зиму
И выстояли всем смертям назло?

3.Все вынесли – бомбежки, вой снарядов,
Когда налет сменяет артналет
И слово горькое и грозное «блокада»,
Как обручем все мысли наши жмет!

4.Как мало было в эти дни улыбок,
Суровы лица, взгляд открыт и строг,
И на заводах четко без ошибок,
Ковал Победу нашу – кто как мог!

5.Январский день взорвался канонадой,
И цепью в бой пошли полки бойцов,
И ураганом в цель неслись снаряды!
И было прорвано мертвящее кольцо!

Ведущий 1: 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

Ведущий 2: В довоенном Ленинграде и его пригородах проживало порядка 3,1 млн. человек.

Ведущий 1: В день полного снятия блокады 27 января 1944 года салют встречали 560 тысяч человек – это те, кому удалось выжить в блокадные 900 дней.

Чтец:

1.Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.


2.Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».


3.Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.


4.Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.


Учитель: В память о погибших в блокаде ленинградцев и всех защитников города объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Звучит метроном

Ведущий 1:

Через века, через года
Помните
О тех,
Кто уже не придёт никогда,
Помните,
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны.

Учитель: За мужество и героизм жителей, проявленные в годы блокады в борьбе против немецких захватчиков Ленинград получил звание города-героя.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны, забывать о которой нельзя. Сегодня к нам в школу пришли ветераны Великой Отечественной войны – свидетели тех страшных дней.

Мы от всей души хотим пожелать вам крепкого здоровья, бодрости духа и счастья.

Литература

  1. «Дети военной поры» Э.Максимова Изд. Политической литературы, 1984.

  2. С.Алексеев «Ради жизни на земле», Москва, Изд. «Педагогика», 1990.

  3. С.Н.Сыров «Страницы истории» Изд. «Русский язык» Москва 1975.

  4. www.sunhome.ru – стихи о войне.

  5. www.9maya.ru

  6. www.mirmp3.info.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Всероссийский урок памяти "Эти 900 дней."

Автор: Белобородова Ольга Анатольевна

Дата: 21.01.2025

Номер свидетельства: 663949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Основные направления патриотического воспитания в школе "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovnyie-napravlieniia-patriotichieskogho-vospitaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "213621"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432107509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Отчёт по теме самообразования "Работа с одарёнными детьми в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(84) "otchiot-po-tiemie-samoobrazovaniia-rabota-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "186632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426397294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства