-расширять представление учащихся о добре и доброте;
Задачи:
-способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе;
-учить взаимодействовать во время работы в группах;
-формировать личностные качества каждого ребёнка;
-развивать творческие способности, воображение;
-учить размышлять, рассуждать;
-развивать речь, внимание;
-мотивировать учащихся на добрые дела и поступки;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу;
-прививать любовь и внимание к близким и окружающим людям.
Оборудование:
-аудиозапись, песня «Если добрый ты»;
-фонограмма песни «Дорога добра»;
-словари;
-фотоальбом;
-плакат солнышко;
-плакат кот Леопольд;
-цветы для работы в группах;
-цитаты писателей;
-солнышки в подарок;
-плакат Карлсон;
-волшебный сундучок.
Ход занятия:
Вход учащихся в класс (звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты», мальчики сопровождают девочек, помогают присесть).
1.Организация класса. Эмоциональный настрой.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мне приятно видеть всех вас в добром расположении духа. Ребята, возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга. Я желаю вам добра! (дети благодарят). А вы желаете мне добра? Спасибо. А нашим гостям мы желаем добра? Мы друг другу желаем добра и этим мы счастливы. Присаживайтесь, пожалуйста, ребята.
2.Сообщение темы занятия.
Учитель: В течение месяца в нашем классе проходила акция добрых дел и доброты. Все ребята вместе со своими родителями были самыми активными участниками. Сегодня мы проводим итоговое занятие, которое так и называется
Все вместе: Спешите делать добро.
3.Результаты исследовательской работы по выявлению лексического значения слов.
Учитель: Ребятки, а давайте вспомним, что такое добро, доброта. Во время исследования мы обращались к разным источникам информации. Кто и что вам помогло узнать лексическое значение этих слов?(ответы детей: словари, родители, интернет).
Учащийся (зачитывает из словаря):
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;
Учитель: Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних добрых людей. Американский писатель Марк Твен сказал: «Доброта-это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».Верно, ребята, как точно сказано. На самом деле, доброта-это такое человеческое качество, которое нельзя потрогать руками, но это такое качество, без которого прожить на Земле невозможно, без него человек не может называться человеком.
Игра «Волшебный сундучок» «Добро и зло». Ребята, какое слово противоположно слову добро? А как вы думаете, чего в нашей жизни больше, добра или зла? От чего это зависит? Из волшебного сундучка каждый возьмёт сейчас карточку, прочтёт слово .Нужно определить, добро или зло включают в себя качество человеческой души, написанное на вашем листочке. Отзывчивость, равнодушие, сопереживание, ненависть, милосердие, зависть, щедрость, бескорыстие, взаимопонимание, человечность и т.д. Молодцы, ребята, разобрались. Все добрые качества оставляйте себе, пусть в ваших сердцах они живут, дарите окружающим и любовь, и заботу, и внимание, и щедрость. А злые качества спрячем в сундучок, чтобы они никогда не пробрались в ваши сердца.
4. Монтаж. Чтение стихотворений.
Учитель: А сейчас ребята расскажут нам, для чего нужны доброта и добрые дела.
***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»!
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час»
Доброта - она от века
Украшенье человека.
***
Ты твори по жизни лишь одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно.
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят: люди и цветы.
***
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей, если будем мы с тобой добрей.
***
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
А взамен не требует награды.
***
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
***
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг.
Порою им бывает худо,
Добро твоё им будет чудом.
***
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет.
Дари, дружок, добро, дари.
За всё добром благодари.
5. Работа в группах. Составление правил доброты.
Учитель: Путь к доброте - нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают и взлёты, и падения, чередование добра и зла. Научиться по-настоящему быть добрым совсем непросто. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основа человеческого счастья. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми людьми. Скажите ,пожалуйста, вспомните, какой мультяшный персонаж был очень добрым сам и призывал к этому других, несмотря на их злые проделки? (кот Леопольд)
Кота добрей на свете не сыскать,
Мышам проказникам он может всё прощать.
Тут долго думать, в общем-то, не нужно.
Он говорит всегда: «Давайте жить дружно»!
Сегодня Леопольд у нас в гостях. Он хочет узнать, знаете ли вы, что такое доброта, умеете ли вы быть добрыми? Для этого Леопольд предлагает вам составить правила доброты, пользуясь которыми можно по-настоящему стать добрыми. Мы будем работать в группах, по своим звёздочкам. Кот приготовил для вас такие красивые цветы, на которых вы, обсудив в группе, должны записать правила. Приступайте, пожалуйста к работе.
Примерные правила:
*Помогай людям
*Защищай слабого
*Делай доброе дело просто так
*Прощай ошибки другим
*Делись с нуждающимися последним
*Предлагай свою помощь
*Не груби
*Не обижай окружающих
*Помогай животным
Учитель: Спасибо, ребята. Я согласна с вами, чтобы по-настоящему быть добрыми и полезными людям, необходимо выполнять эти правила.
6.Инсценировка стихотворения. Анализ поведения героя . А.Барто «О человечестве» А сейчас вашему вниманию предлагаю сценку-миниатюру по стихотворению А.Барто о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получилось ли это у него, решать вам.
Автор- Готов для человечества он многое свершить.
Мальчик- Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор- Пока ещё он подвига себе не приглядел…
Мальчик- У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор- Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик- Но он не человечество, он - старый инвалид…
Автор - Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик- Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую по скверику пасти ?!
Автор - Пока ещё он подвига себе не приглядел…
Мальчик- У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор- В своём платочке розовом в углу ревёт сестра.
Сестра- Я тоже человечество, и мне гулять пора !!!
Учитель: Ребята, как вы думаете, получилось ли у героя стихотворения совершить доброе дело ? Почему? Какой совет можно дать мальчику?
Правильно, ребята, не нужно искать какого-то особенного подвига, достаточно быть внимательным к тем, кто находится
рядом с нами, предлагая им свою посильную помощь.
У автора известных и всеми любимых песен М.Пляцковского есть такие слова .
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
А если когда-то, кому-то
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Работа с пословицами. Я предлагаю вам прямо сейчас рвануться на выручку, очень нужно выручить одного сказочного героя. Вы готовы помочь? К нам в класс сегодня прилетел Карлсон. Но он совсем не весёлый. Как обычно он летел в гости к своему приятелю Малышу. Мальчик был занят важным делом - составлял пословицы. От работы пропеллера Карлсона все листочки разлетелись. И Малыш, и Карлсон огорчились. Карлсон узнал, что сегодня в нашем классе ребята проводят такой классный час, поэтому и прилетел именно в класс. Одна половина ребят получает листочки, на которых написано начало пословицы, а вторая половина - их продолжение. Вы должны каждый найти свою пару и составить пословицу.
Доброе дело два века живёт. Жизнь дана на добрые дела. Худо тому, кто добра не делает никому. Не хвались серебром, а хвались добром. Доброе дело и в воде не тонет. Доброе слово лечит, а злое калечит. Добро творить- себя веселить. Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Как вы думаете, настроение Карлсона изменится? Посмотрите, как он повеселел! А чему эти пословицы нас учат?
7.Презентация фотоальбома «Наши добрые дела».
Учитель: Ребята, а вы сами себя считаете добрыми людьми ? Вам приходилось помогать окружающим вас людям ? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы быть добрым?
Русский писатель Л.Н.Толстой говорил : «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» В течение месяца вы старались быть полезными своим родным, друзьям и даже животным. В классе наше Чудо-дерево зацвело от ваших добрых дел. Вы охотно и активно помогали по дому, на огороде, занимались с младшими братьями и сёстрами, ухаживали за домашними и бездомными животными.
Расскажите, пожалуйста, о добрых делах в нашем классе.
(дети рассказывают , демонстрируя фото в альбоме)
***
Каждую зиму мы проводим в классе конкурс кормушек, смастерить которые нам помогают родители. В самые трудные для пернатых дни мы подкармливали их семенами, зерном и хлебными крошками.
***
Ежегодно осенью и весной мы принимаем активное участие в уборке школьного двора. Всем и каждому приятно находиться в чистой школе.
***
В апреле прошлого года мы приняли участие в городском конкурсе «Кисет для ветерана». Никогда не забудем подвиг ветеранов. Чтим и гордимся.
***
Постоянно и активно принимаем участие в акциях «Тёплый дом» для жителей дома-интерната для инвалидов и одиноких
престарелых людей. Эти люди особенно нуждаются в помощи и внимании.
***
Почти каждый ученик класса принял участие в акции «Подари книгу». Нашу школьную библиотеку мы пополнили новыми интересными книгами.
***
Совсем недавно в классе провели акцию « Цветы Победы».Как только из нашей цветочной рассады можно будет составить букеты, мы возложим их к памятнику воинам в нашем посёлке.
Вместе с ребятами во всех акциях активно участвуют и их родители. Уверена, что это не последние наши добрые дела.
Физминутка. Игра «Один - за всех, все - за одного».
(Саша садится за стол, потом вскакивает, быстро кладет в портфель книжки и тетрадки.)
Саша. Ой, забыла я опять!
(Хватает пальто, быстро одевается, хочет уйти.)
Бабушка(не пуская). Стой! Куда?
Саша. Потом поем.
Нету времени совсем.
Бабушка. Как потом?
Саша. Спешу, спешу…
Очень надо.
Бабушка(строго). Не пущу!
Не девчонка – маята.
Саша(плаксиво). Правда, очень занята.
Бабушка. Подождут твои подружки.
Саша(торопливо). Я не к ним. К одной старушке.
Шефство я решила взять,
Чтоб во всем ей помогать.
(Вырывается и убегает.)
Занавес.
К а р т и н а в т о р а я
(Варвара Кузьминична что-то вяжет. Раздается звонок. Она подходит к двери, открывает.)
Варвара Кузьминична. Войдите!
(В комнату входит Саша с бумажкой в руках.)
Саша. Можно?
Варвара Кузьминична. Можно!
Саша. Извините. (Смотрит на бумажке, читает.)
Вы Варвара Кузьминична?
Варвара Кузьминична. Точно, я.
Саша. Так, отлично!
А я Саша Пирожкова
Из неполной средней школы,
Из четвертого звена.
К вам теперь прикреплена.
Варвара Кузьминична. А зачем?
Саша. Ну, как зачем?
Вы же старая совсем.
Я решила шефство взять,
Чтоб во всем вам помогать.
Будем делать все вдвоем.
Варвара Кузьминична. Ну, коль так, я очень рада.
(Помогает Саше раздеться, обращает внимание на оторванную вешалку. Смотрит на рукав, поворачивает его.)
Вместе вешалку пришьем.
И рукав заштопать надо.
(Кладет пальто на спинку стула.)
Ты в какую ходишь смену?
Саша. Во вторую.
Варвара Кузьминична. Ну, тогда
Помогать мне можешь смело
Часа два.
Садись сюда.
Расскажи, когда ты встала?
Чем ты маме помогала?
Саша. Мама с папой на работе,
Дома бабушка одна.
Варвара Кузьминична. Дружно с бабушкой живете?
Саша. Очень дружно. Но она
Вечно чем-то занята.
Не бабуля – маята.
Варвара Кузьминична. Помогаешь ей?
Саша. Ну что вы?
Помогать такой здоровой.
Варвара Кузьминична. Сколько ж ей годочков, Саша?
Саша. Я не знаю, сколько лет,
Ведь у бабушки у нашей
Дня рожденья вовсе нет.
Варвара Кузьминична. До того ли ей, сердечной!..
Видно, с внучкой ей беда.
(Смотрит в упор на Сашу.)
Значит, ты мой шеф?
Саша. Конечно!
Варвара Кузьминична. А ты завтракала?
Саша. Да!
То есть нет,
Я есть не стала.
Варвара Кузьминична. Почему?
Саша. Я к вам бежала.
Ну скажите, кто же ест,
Если времени в обрез?
Варвара Кузьминична. Время ценно, ты права.
Все же мы с тобой сперва
Выпьем кофе с молоком
Да с печеньем…
А потом
Я пойду обед варить,
А ты должна тут повторить
Все, что в школе задано.
Ясно, Саша?
Саша(решительно). Нет, не ясно!
Я на это не согласна.
Готовить вместе надо нам
И уроки и обед.
(Вынимает из портфеля книжки и тетрадки, кладет на стол.)
Варвара Кузьминична(недоуменно). Да?
Саша(твердо). Конечно!
(Замечает кота, идет к нему.)
Впрочем, нет.
После кофе с молоком
Я займусь вот тем котом.
Вы задачи мне решите,
А потом… обед варите.
Ясно?
Варвара Кузьминична(уныло). Ясно.
Ну дела!
(Разводит руками.)
Помогла так помогла!
Конец.
Г. Ладонщиков
9. Обсуждение и анализ поведения главного персонажа.
Учитель: Ребята, давайте обсудим поведение Саши Пирожковой. Как вы считаете, можно ли назвать девочку доброй ? (ответы учеников) Почему ?Что можно посоветовать героине этой истории? (ответы детей)
10.Ассоциации со словом.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого или что вы представляете, когда слышите слово доброта? (ответы ребят)
Я хочу обратить ваше внимание на слова французского писателя В.Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта-это солнце». На небе огромное солнце, а внутри каждого из нас есть маленькое солнце - доброта. Она нужна и нам самим, и близким нам людям, потому что любовь, забота и помощь согревают нас как настоящее солнце.
Ребята подготовили для вас, дорогие гости, маленькие солнышки, чтобы в ваших сердцах всегда жила доброта, согревая вас и окружающих вас людей.