Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Масленица"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения гЧиты.
Сценарий воспитательного мероприятия: «Масленица»
Выполнила педагог - дополнительного образования Центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Чита
Тимофеева Татьяна Петровна
Цель: Воспитывать у ребят интерес к народным традициям и праздникам, к народным играм. Желание принимать участие в празднике «Масленица»
Предварительная работа: До праздника приготовить чучело Масленицы, печь( изготовленная из картонных коробок или нарисованная на бумаге).В празднике задействованы и родители. Они же готовят роли – Ведущая (русский костюм), Емеля(сказочный или русский костюм),Царь и Царевна Несмеяна (сказочные костюмы),Ряженная (русский народный костюм). Родители испекут же и блины. Праздник проводится на улице или в актовом зале. Сжигание чучела Масленицы- ведущий должен объяснить почему это делалось на Руси (если в зале то это может быть только имитация.)Место где будет проходить праздник украшается гирляндами баранок, самоваром, лентами , шарами. Музыкальное оформление включить аудиозаписи русских народных песен и частушек.
Начало праздника: (Емеля сидит на печке, разворачивает древний свиток и читает его) Емеля: Внимание, внимание! Велено до вас довести сей час указ. Продиктованный самой нашей матушкой - зимой: «Каждый год числа сего, Как гласит указник. Будь то город аль село - Выходи на праздник. Непременно все должны быть на проводах зимы!!!
Емеля радуется -хлопает в ладоши, зазывает детей и спрашивает: А знаете ли вы как взрослые и малыши ч то о масленнице в народе сто пословиц в хороводе: «Масленица Зиму прощает,холодную жизнь кончает.» «На горах покататься, в блинах повалятся.» «Масленица семь дней гуляет.» «Это масленица идет, блин да мед несет.» «Блин -не клин не расколет брюхо.» «Без блина не масленица.»
Ведущий (Учи тел ь):В маслену неделю полагалось: Есть-,, до икоты, Орать - до хрипоты, Петь- до надсаду, Плясать до упаду! Масленка только раз гостит у нас, Дай же я повеселюсь, покучу, Не поскуплюсь- хорошенько! Ребята ,давайте позовем масленицу!!
Ученики: Масленка, масленка - перепелиные косточки- приходи к нам на широк двор .В блинах повалятся да с гор покататься!(Одна из родителей, ряженая девицей, вносит чучело Масленицы и устанавливает в центре.)
Ведущая: Становись-ка, ребята, в хоровод-встретим Масленицу веселой песней!(Учащиеся заводят хоровод вокруг Масленицы)
Емеля собирается на «ГОРКУ» и зовет с собой ребят.
Емеля: Все сюда скорей спешите, Да и венечки берите! Не катанье, а потеха! Вот где будет много смеха!
(Емеля катается с горки на банном венике с ним начинают кататься и учащиеся)
Вдруг раздается громкий плач. В центр выбегают Царь и Несмеяна. Царь пытается догнать Несмеяну. Наконец ухватив ее за руку пытается ее успокоить и вытереть ей слезы. Несмеяна его отталкивает и опять плачет. Царь бежит к Емеле.
Царь: Выручай дружок Емеля, вызволяй- ка из беды, а не то на самом деле нас зальет поток воды. Рассмеши ты, сделай милость, Несмеяну дочь мою. Я за то тебя, друг милый хоть полцарством одарю.
Емеля: Плачь и слезы для нас не беда! Сажа-ка дочку вот сюда!(показывает на печку)
Царь: Пусть скорей звучат смех и шутки! Не теряйте!!.друг мой, ни минутки
Ведущая: Ну, ребятки веселей! Соберем своих друзей, будем петь и есть сметану! Рассмешим мы Несмеяну!!
Емеля: Всем! всем! всем! Кто не замерз совсем. Спешите, спешите! И если царевну рассмешите. Царь объявит пир на весь мир!!! (Несмеяна продолжает потихонечку плакать, но с интересом приглядывается к происходящему)
Игры: 1. Перетягивание каната. 2. Сани - самоходки: несколько саней, участники лежат животами на санях ,а затем отталкиваются руками и ногами. Кто быстрей доберется до финиша.? З.Петушиный бой. 4.Сматывание веревки. Веревка -10 метров. Два участника обвязываются концами одной веревки, а середина метится. Кто быстрее смотает вокруг себя веревку.(Царь и Несмеяна принимают участие в игре.)
Царь: Доченька моя любезная, перед тобой стоят добры молодцы, что тебя ,наконец, распотешили и встряхнули с ресниц слезы девичьи. Награди-ка ты их по достоинству и подарки подай в руки белые!(Несмеяна раздает конфеты и подарки. Емеля зазывает всех к чучелу Масленицы)
Емеля: Какой праздник мы празднуем?
Ребята: Масленицу.
Емеля: А кто из вас может рассказать стихотворение про Масленицу?
Например: На празднике быть о блинах не забыть! Какие блины у хозяйки - такой и урожай. Не все коту Масленица.
(Емеля приставляет ухо к чучелу Масленицы)
Емеля: Нашептала мне Масленица, что давно не слышала песен. Давайте повеселим ее, песню ей про блиночки споем! Песня про блины: .Как на масляной недели из печи блины летели. Вы блины, блиночки мои. Мы давно блинов не ели. Мы блиночков захотели. На поднос блины кладите, да к порогу подносите! (из деревянного домика выходит Ряженая)
Ряженная: Это кто тут моих блиночков захотел - пожелал отведать(ответ учеников) А вы уж попросите!(ребята просят)
Ряженная: Ай да молодцы, ребятки, умеете просить!(раздает блины, чай и приговаривает)
Ряженная: Блины, блины, блины Только что испечены с пыла с жара- гривенник пара.
Емеля: Эй, ребята! Кто хочет погреться да с Масленицей попрощаться? Все сюда скорей!( все учащиеся собираются около чучела Масленицы(. Происходит имитация сжигания чучела или рассказ об этом ведущей).
Царь, Царевна -Несмеяна и другие герои скачут вокруг чучела и поют заклички о Масленице.(водят хоровод) (заклички учатся заранее) Напимер: Раным- рано куры пели, про весну обвестили. Прощай Масленица! Мы честно тебя проводили, на дровнях волочили. Прощай Масленица! Прощай, честная Масленица! Коль быть живыми, увидимся. Хоть год прождать, Да ведать- знать, что Маслена придет опять. Герои и ряженые танцуют вокруг чучела Масленицы-изображают, будто пепел собирают от сгоревшего чучела.
Все действующие лица вместе: схороним глубоко, запрячем далеко, а летом раскопаем, не пеплом , хлебом!
Ведущая: Приглашаем всех ребят поплясать, попрыгать и поиграть! Скоро празднику конец. Кто веселый тот молодец!