Цель воспитательного мероприятия: воспитание у младших школьников любви и уважения к русским народным традициям; формирование интереса к фольклорным праздникам; развитие нравственной культуры обучающихся.
Оборудование: карточки с названиями праздников по дням недели, чучело Масленицы (из ниток), листочки для записи «плохих дел», карточки со стихами для обучающихся, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масляница — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Встреча Масленицы"»
«Встреча Масленицы» (познавательная беседа-игра)
Цель воспитательного мероприятия: воспитание у младших школьников любви и уважения к русским народным традициям; формирование интереса к фольклорным праздникам; развитие нравственной культуры обучающихся.
Оборудование: карточки с названиями праздников по дням недели, чучело Масленицы (из ниток), листочки для записи «плохих дел», карточки со стихами для обучающихся, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Ход занятия:
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим с вами о русском народном празднике – Масленице. Масленица – один из тех фольклорных праздников, который не закреплен за конкретным календарным числом. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой.
Во время Великого поста следует отказаться от некоторых видов пищи, а также нельзя предаваться различным видам развлечений. Именно поэтому на Масленицу принято веселиться и гулять впрок.
Масленицу называют сырной неделей, а также блинной неделей. Как вы думаете, почему? (Ответы обучающихся.)
Воспитатель: - По православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты употреблять можно. Поэтому и пекут блины масляные. Это самый веселый и самый шумный народный праздник. Перед его наступлением молодежь выходит на ледяные горки встречать Масленицу песнями.
Каждый день в масленичной неделе имеет свое название, которое как бы подсказывает, что в этот день полагается делать. Итак, давайте узнаем поподробнее, как называется каждый день на масленичной неделе.
Понедельник – «ВСТРЕЧА»
Воспитатель: - В этот день встречали гостей и Масленицу. Устраивали и раскатывали ледяные горки: чем дольше катятся санки, чем громче шум над горкой, тем лучше будет урожай. Дети скатывались с горки и кричали: «Масленица приехала!» Девушки приносили на катания блины, во время пения масленичных песен парни отбирали эти блины и ели. Из разноцветных тряпок и соломы сооружали чучело: женская фигура, длинная коса. В руки этой соломенной девице давали помазок и блин – символы Масленицы (круглый, румяный блин символизирует солнце, а как нам известно, еще древние славяне почитали Ярило (бога Солнца)). Считается, что именно с Масленицы начинается весна и пробуждение всего живого.
Воспитатель: - А сейчас послушаем обучающихся, которые приготовили стихотворения о Масленице (Выступление обучающихся.)
Воспитатель: - Молодцы! Пришло время показать вам, как с помощью ниток и тряпочек самим изготовить чучело Масленицы (Изготовление чучела.)
Воспитатель: - Посмотрите, какое чучело у нас получилось! А теперь все вместе, дружно скажем: «Здравствуй, Масленица!» Таким образом, мы с вами и встретили Масленицу. Посмотрите, как изобразил праздник Масленицы Б. Кустодиев (Рассматривание и беседа репродукции картины.)
Вторник – «ЗАИГРЫШ»
Воспитатель: - В этот день проводили самые интересные и веселые игры. Настало время и нам с вами поиграть (Играют в игры: «Золотые ворота», «Ручеек».)
Среда – «ЛАКОМКА»
Воспитатель: - В этот день готовили самое вкусное блюда. Каждая хозяйка свой личный фирменный рецепт приготовления блинов. Его секрет она никому не раскрывали. Блины пекли тонкие и легкие.
Четверг – «РАЗГУЛЯЙ»
Воспитатель: - В этот день устраивали катание на лошадях по часовой стрелке вокруг дерева («по солнышку»), чтобы помочь солнцу зиму прогнать. Парни проводили «кулачные бои» («стенка на стенку», «взятие снежной крепости»).
Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА»
Воспитатель: - Зять в этот день идет к теще на блины, а та угощает его и привичает.
Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
Воспитатель: - В этот день все ходят в гости к родственникам и, конечно же, в этот день главным угощением являются блины.
Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ»
Воспитатель: - В этот день люди просят прощение за все нанесенные обиды у родственников и друзей, а восстановив хорошие отношения, идут праздновать, провожая широкую Масленицу. Наши предки верили, что весну нужно встречать только с хорошими мыслями. Поэтому они, провожая Масленицу, сжигали всякий мусор и старый хлам. Ненужные вещи сваливали в кучу и сжигали вместе с чучелом. При этом приговаривали:
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста –
Гори, сатана!
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Воспитатель: - Ребята, возьмите чистый листок бумаги, пусть каждый из вас вспомнит то плохое, что случилось с нам этой зимой: может обидел кого-то, или совершил плохой поступок. Теперь сомните листок бумаги в «снежный комок» и выкиньте их (Обучающиеся выбрасывают «снежки» в специально приготовленную коробку.)
Воспитатель: - Молодцы! С Масленицей вас! Я надеюсь, что теперь вы многое узнали о Масленице и вам понравилось наше мероприятие. Спасибо! До новых встреч!