Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы |
Самоопределение к деятельности, организационный этап | 2 мин | - Добрый день, ребята! Для того, чтобы наше занятие прошло успешно и с пользой, необходимо, чтобы у каждого было хорошее настроение. А для этого давайте улыбнёмся друг другу и зарядим своего соседа положительными эмоциями. | Приветствуют учителя и эмоционально настраиваются на предстоящую деятельность. Улыбаются друг другу. | Фронтальная работа. Словесный метод. |
Постановка проблемы, определение темы | 6 мин | - Ребята, чтобы определить, о чём пойдёт речь, предлагаю посмотреть сюжет из любимого Ералаша под названием «История болезни». - Из-за чего мальчики соврали в школе? - К каким последствиям привела ложь? - Как бы вы поступили на месте героев? - Кто догадался, о чём мы будем вести речь? Правильно. | Смотрят сюжет, думают над темой классного часа. - Мальчики соврали для того, чтобы один из героев не пошёл в школу на контрольную работу. - На следующий день родителей прогульщика ждали в школу. - Пошли бы на контрольную работу (либо как и герой, соврал бы учительнице и остался дома). - Наша речь пойдёт о правде и лжи. | Фронтальная работа. Наглядный метод. Беседа |
Постановка целей и задач | 2 мин | - Дети, а зачем нам нужно говорить об этих понятиях? | - Нам нужно говорить об этом для того, чтобы правильно научиться себя вести в различных ситуациях. Чтобы понять, как важна правда. Что нельзя обманывать и т.п. | Фронтальная работа. Беседа. |
| | - Какую цель поставим перед собой на сегодняшнюю встречу? Молодцы! | - Научиться правильно поступать в ситуациях выбора между правдой и ложью. | |
Актуализация знаний | 5 мин | - Давайте попробуем понять, что же такое правда и ложь. На слайде перемешаны синонимы к этим понятиям. Вам нужно соотнести их друг с другом. Что такое синонимы? - Обсудите с соседом, какие слова относятся к правде, а какие – ко лжи. - Вы большие молодцы! - Давайте немного отдохнём перед предстоящей деятельностью. | - Синонимы – это слова, близкие по значению. Обсуждают в парах и озвучивают решение. - Правда – это истина, честность. Ложь – это враньё, обман. | Фронтальная работа, работа в парах. Наглядный метод. Словесный метод – беседа. |
Физминутка | 1 мин | Эй! Попрыгали на мете. Эх. Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге. Нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Друг на друга посмотрели И на место тихо сели. | Выполняют движения физминутки. | Фронтальная работа. |
Применение знаний и умений в Выполнении заданий, в процессе игровой деятельности | 25 мин | - Ребята, а какими вы себе представляете правду и ложь? Подумайте в группах и изобразите на листах словесный портрет правды и лжи. - Что значит «словесный портрет»? - Верно. Давайте вспомним правила работы в группах. - Следуя этим правилам, приступаем к выполнению работы, на неё вам 2 минуты. | - Словесный портрет – это описание внешности или характера словами. - Обсуждать, не мешая другим. Работать дружно, учитывая мнение каждого участника группы. Договариваться, находить компромисс. Составляют словесный портрет каждого из предложенных понятий. | Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах. Наглядный метод. Метод упражнений. |
| | - Предлагаю прочитать, что же у вас получилось. - Как здорово вы описали данные понятия. Молодцы! - На партах у вас лежит текст басни Л. Н. Толстого «Лгун». Сейчас мы её прочитаем, а вы подумаете, почему басня так называется? - Итак, ребята, почему же писатель дал такое название басни? - Предлагаю в парах обсудить ответы на следующие вопросы: - Какой урок можно извлечь из басни? - Почему люди не прибежали на помощь в последний раз? - Если людей постоянно обманывать, то как они будут к вам относиться? - Всё верно, у вас очень хорошие и правильные выводы. Таким образом, мы еще раз убедились, что тому человеку, который врёт, люди уже не верят. - Ребята, а вы попадали в подобные ситуации, когда лгали. Обманывали? Вспомните такую историю, когда вам помогла правда и подвела ложь. Может быть даже в классе. Обратите внимание на слайд, там представлен план рассказа. На составление истории вам даётся 2 минуты. - Кто хочет поделиться своей историей? - Чей рассказ вам показался наиболее | Каждая группа зачитывает результат своей работы. Читают басню «по цепочке». - Мальчик обманывал несколько раз, поэтому его можно назвать лгуном. Обсуждают и озвучивают ответы на поставленные вопросы. - Нельзя обманывать, иначе никто не будет тебе верить. - Люди не пришли, потому что мальчик несколько раз говорил неправду, и они думали, что он обманывает и на этот раз. - Если постоянно обманывать, то люди потеряют веру в тебя и не будут больше доверять. - Да (Нет) Варианты ответов могут быть разные. Вспоминают случай из своей жизни, который связан с темой занятия. По желанию несколько ребят делятся своей жизненной историей. Отвечают, чья история понравилась. | |
| | интересным? Почему? - Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Подумайте, какой поступок совершили сёстры. Просмотр фрагмента (включить на 6.34 мин, остановить на 6.56 мин) - Ребята, что сделали ткачиха с поварихой, Сватьей бабой бабарихой? Просмотр с 8.07мин - Какова была реакция царя? Что было дальше? Просмотр с 12.20 мин - Правильно ли поступили сёстры? Как вы относитесь к их поступку? Приводит ли ложь к добру и почему? - Всё верно, ребята. Даже есть такая пословица «Всё тайное становится явным». - А что же такое пословица? - Предлагаю проверить, как хорошо вы знаете пословицы о правде и лжи. В группах соберите пословицы о наших сегодняшних понятиях. Попробуйте объяснить смысл получившихся пословиц. | Просмотр фрагмента - Они подменили письмо, которое нужно было передать царю. - Царь велел дождаться его возвращения, но сёстры снова заменили письмо гонца. - Сёстры поступили неправильно, так как не нужно обманывать. Их поступок мы осуждаем (может, кто-то одобряет).Ложь до добра никогда не доводит. Правда всё равно становится известна. - Это краткое изречение, которое нас чему-то учит. Составляют пословицы о правде и лжи, находя начало и конец пословиц. Без правды люди не живут, а маются. В ком правды нет, в том и толку мало. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. Засыпь правду золотом, затопчи ее в грязь, а она все наружу выйдет. Лжи много, а правда одна. Ложь человека не красит. Правда всего дороже. Правда стара, да не умирает, ложь помоложе, да недолго поживает. | |
| | - Молодцы, ребята. Давайте порассуждаем, как вы поступаете в ситуациях, если: получили двойку; потеряли сменную обувь; гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? - Ваши ответы продемонстрировали, что вы действительно проявляете такие качества, как честность и воспитанность. - Предлагаю выполнить творческую работу, которая подведёт итог нашего занятия. Попробуйте в группах составить для своих друзей, родных памятку «Чтобы не врать, следует…». Продолжите на листочках данную фразу. Можете добавить рисунки. На работу вам 3 минуты. - Давайте посмотрим. Что у вас получилось. - Очень здорово вышло у каждой группы. Эти памятки мы пока поместим в наш классный уголок. | Делятся своими ответами по указанным ситуациям. Идеальный вариант, когда дети говорят, что честно во всём признаются. В группах создают памятку. Представляют результаты своей работы. | |
Подведение итогов | 3 мин | - Ребята, напомните, пожалуйста, тему нашей встречи. - А зачем человеку быть честным? - Верно, если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы. - Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище. - Что показалось вам наиболее интересным, значимым на занятии? | - Тема – правда и ложь. - Нужно быть честным, чтобы нам всегда верили, уважали. Делятся своими впечатлениями. | Беседа. Фронтальный опрос. |
Рефлексия | 1 мин | - Ребята, у вас на партах лежит солнышко, но он белое. Если наша встреча была полезной для вас, вы открыли для себя что-то новое и важное, раскрасьте солнышко полностью. Если считаете, что вам чего-то не хватило на занятии, то закрасьте только часть картинки. Если же считаете, что занятие прошло даром, оставьте солнышко белым. - Давайте поднимем картинки вверх и озарим солнечным светом наш класс. - Спасибо вам за работу. | Раскрашивают солнышко в зависимости от полученного на занятии результата. Поднимают солнышко вверх. | Фронтальная работа. |