Просмотр содержимого документа
«Воспитание без насилия»
Деловая игра «Воспитание без насилия»
Цель - повышение психолого-педагогической культуры родителей через поиск ненасильственных методов воспитания.
Форма проведения: деловая игра
Время проведения: 20 — 25 мин.
Значимые характеристики группы: Возраст: от 25 до 50 лет.
Гетерогенная группа: муж. и жен.
Способ набор группы: добровольная.
Специфическая характеристика группы: родители 2 б класса МОУ СОШ № 75.
Каждое зянятие включает:
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
завершающая часть направленная на рефлексию; Необходимые материалы:
стулья, капроновая лента, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).
Вступление (5 мин.).
Психолог: Дорогие родители! Пусть информация, которую вы получите в ходе этого занятия, не обидит вас и не создаст впечатление, что мы поучаем вас.
Знайте, что мы уважаем вас и понимаем, что родителей чаще обвиняют, чем оказывают помощь. Никто не учит нас быть родителями. Однако мы почему-то уверены, что умеем ими быть Все дело в том, что каждый из нас имеет свою собственную модель семенного воспитания, которую мы приносим из детства. Модель, часто пораженная ржавчиной какого-либо вида насилия (психического, физического, сексуального и др.), как матрица, переносится во вновь созданную семью и воспроизводится из поколения в поколение до тех пор, пока кто-либо из носителей данной модели не остановит эту эстафету зла. Что нужно для того, чтобы изменить эту модель? Как быть с требованиями, которые тоже необходимы? Как сослать так, чтобы жесткость не стала жестокостью? Как определить границы дозволенного? На эти и многие другие вопросы сегодня мы будем стараться найти ответы вместе с вами.
Основная часть (10 мин.).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего творят своему ребенку При этом капроновой лептой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говори, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например. «Не кричи — говори спокойно».
Заключительная часть (10 мин.), Рефлексия.
Какие чувства или ощущения у вас вызвало это упражнение7
Сложно ли было справиться с "ролью"?
Происходит ли » ваших семьях подобные ситуации? Как Вы из них выходите?
Анализ результатов и выводы
Опираясь на полученные результаты можно говорить о том, что среди наиболее частых фраз из уст родителей звучат следующие запреты: «Не трогай!», «Не лезь!», «lie смей!», «Не кричи!», «Не бегай!».
Наиболее популярные запреты среди родителей:
25 % - не трогай!
21 % - не лезь!
21 % - не смей!
21% - не кричи!
13% - и не бегай!
Кроме того, на этапе рефлексии родителю, который выступал в роли «ребенка», были заданы вопросы о возникавших у него во время упражнения ощущений. При этом отмечались только негативные переживания, такие как:
дискомфорт
скованность
унижение
неловкость
желание прекратить эксперимент
Учитывая описываемые родителем ощущения, а также, его желание досрочно закончить упражнение, избавившись от роли «жертвы», можно с уверенностью утверждать, что эта роль оказалась очень сложной в исполнении.
Также важно отметить результаты следующего этапа работы родителей над изменением формулировки запретов («нельзя - можно»)'.
«Не кричи— говори спокойно»,
«Не трогай - это опасно трогать»,
«Не лезь - займись своими делами»,
«Не смей - подумай, прежде чем что-то сказать или сделать»,
«Не бегай - идя шагом».
Данное упражнение можно считать эффективным, поскольку родители смогли Прочувствовать на себе ощущения ребенка, поставленного в жесткие рамки запретов, порой не обоснованных, и успешно проработали навыки рефлексии. Кроме того, получилось, не изменив самой сути запретов, установить границы дозволенного новым ненасильственным способом «можно».
успешно проработали навыки рефлексии. Кроме того, получилось, не изменив самой сути запретов, установить границы дозволенного новым ненасильственным способом «можно».