kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации: "Воспитание ребёнка без насилия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА БЕЗ НАСИЛИЯ 
Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Неоспоримым является тот факт, что «Я» ребёнка закладывается в семье. В процессе семейного воспитания формируется ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками воспитательного процесса детей не могут быть развиты столь успешно. Это чувства гуманизма, доброго сочувствия, внимательности, сострадания, сопереживания, нежности, отзывчивости, благодарности, культуры общения, обязательности и т.д.
Нет сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и, конечно же, желают им добра. Нередко ради того, чтобы доставить ребёнку радость, сделать для него что-то полезное родители готовы самоотверженно поступиться своими удобствами и удовольствиями. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства отцов и матерей, если бы кто-то посторонний попытался причинить вред их ребёнку, ударить или как-то его обидеть. Однако, при всём этом, многие родители не только категорически не исключают возможности самим поднять руку на своего ребёнка, но и неоднократно прибегают к подобным методам «воспитания». Невольно задаёшься вопросом: как и почему возникает такая двойственность по отношению к собственным детям?
Однозначного ответа не существует. Возможно, родители считают, что в их случае цель оправдывает средства, и если они это делают «воспитания ради», то и ничего страшного тут нет, вреда на будет, а причинённая ребёнку боль не велика. Также можно предположить, что такие родители исходят из собственного жизненного опыта, рассуждая при этом так: «Ну и что в этом такого? Меня тоже в детстве поколачивали, что мне, заметьте, нисколько не повредило. Вырос нормальным человеком…». Вероятно, некоторые родители ошибочно считают ребёнка своей собственностью и имеют право делать с ним всё, что захотят.
Однако проведенные специалистами в области детской психологии исследования показывают, что телесные наказания приносят ребёнку непоправимый вред, причиняют душевные и физические страдания. А уж пользы от таких сомнительных «методов воспитания» ждать и вовсе не приходится. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени – оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надолго.
Реакция ребёнка на телесные наказания бывает разной. Одни дети впадают в истерику, проявляют агрессию, другие, напротив, замыкаются в себе, надолго, а может быть и на всю жизнь, затаив обиду на самых близких ему людей. Но какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе её лежат общие законы детской психики. Ребёнку очень трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
Родителям нужно помнить о том, что набор средств родительского воздействия широк и ни в коем случае не должен сводиться к телесным наказаниям ребёнка. Уместно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, насмешки и постоянные придирки – могут оказаться не менее унизительными и подчас способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
В свою очередь родителям и педагогам необходимо:
?    прививать детям самостоятельность и чувство ответственности;
?    воспитывать в детях послушание и самообладание;
?    устанавливать для детей чёткие рамки поведения – применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
Процесс формирования характера невозможен без дисциплины (имеется в виду осознанная, а не жестокая дисциплина авторитарного типа и слепая покорность). Дисциплинированным ребёнок, как известно, не рождается. Воспитание в нём послушания требует постоянного повторения и тренировки со стороны взрослого. «Не думайте, - писал А.С.Макаренко, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение». 
Не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. Через любовь и почитание своей семьи, своего рода к ребёнку приходит любовь к своему Отечеству, к своей малой родине; через семью к нему приходит чувство ответственности за всё, что происходит вокруг, стремление к сохранению добра и мира на земле.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: "Воспитание ребёнка без насилия" »

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Неоспоримым является тот факт, что «Я» ребёнка закладывается в семье. В процессе семейного воспитания формируется ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками воспитательного процесса детей не могут быть развиты столь успешно. Это чувства гуманизма, доброго сочувствия, внимательности, сострадания, сопереживания, нежности, отзывчивости, благодарности, культуры общения, обязательности и т.д.

Нет сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и, конечно же, желают им добра. Нередко ради того, чтобы доставить ребёнку радость, сделать для него что-то полезное родители готовы самоотверженно поступиться своими удобствами и удовольствиями. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства отцов и матерей, если бы кто-то посторонний попытался причинить вред их ребёнку, ударить или как-то его обидеть. Однако, при всём этом, многие родители не только категорически не исключают возможности самим поднять руку на своего ребёнка, но и неоднократно прибегают к подобным методам «воспитания». Невольно задаёшься вопросом: как и почему возникает такая двойственность по отношению к собственным детям?

Однозначного ответа не существует. Возможно, родители считают, что в их случае цель оправдывает средства, и если они это делают «воспитания ради», то и ничего страшного тут нет, вреда на будет, а причинённая ребёнку боль не велика. Также можно предположить, что такие родители исходят из собственного жизненного опыта, рассуждая при этом так: «Ну и что в этом такого? Меня тоже в детстве поколачивали, что мне, заметьте, нисколько не повредило. Вырос нормальным человеком…». Вероятно, некоторые родители ошибочно считают ребёнка своей собственностью и имеют право делать с ним всё, что захотят.

Однако проведенные специалистами в области детской психологии исследования показывают, что телесные наказания приносят ребёнку непоправимый вред, причиняют душевные и физические страдания. А уж пользы от таких сомнительных «методов воспитания» ждать и вовсе не приходится. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени – оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надолго.

Реакция ребёнка на телесные наказания бывает разной. Одни дети впадают в истерику, проявляют агрессию, другие, напротив, замыкаются в себе, надолго, а может быть и на всю жизнь, затаив обиду на самых близких ему людей. Но какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе её лежат общие законы детской психики. Ребёнку очень трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

Родителям нужно помнить о том, что набор средств родительского воздействия широк и ни в коем случае не должен сводиться к телесным наказаниям ребёнка. Уместно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, насмешки и постоянные придирки – могут оказаться не менее унизительными и подчас способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

В свою очередь родителям и педагогам необходимо:

  • прививать детям самостоятельность и чувство ответственности;

  • воспитывать в детях послушание и самообладание;

  • устанавливать для детей чёткие рамки поведения – применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.

Процесс формирования характера невозможен без дисциплины (имеется в виду осознанная, а не жестокая дисциплина авторитарного типа и слепая покорность). Дисциплинированным ребёнок, как известно, не рождается. Воспитание в нём послушания требует постоянного повторения и тренировки со стороны взрослого. «Не думайте, - писал А.С.Макаренко, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».

Не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. Через любовь и почитание своей семьи, своего рода к ребёнку приходит любовь к своему Отечеству, к своей малой родине; через семью к нему приходит чувство ответственности за всё, что происходит вокруг, стремление к сохранению добра и мира на земле.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации: "Воспитание ребёнка без насилия"

Автор: Селезнева Алина Владимировна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства