Коммуникативные: развитие навыков понимания обращенной речи, умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты в процессе урока.
Регулятивные: умение осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос, выполнять задания в соответствии с целью, способствовать учащимся в оценке и контролированию своих действий на доступном уровне.
Личностные: приобретение и формирование обучающимися элементарных практических навыков самостоятельной работы, приобретение опыта социальных и межличностных отношений.
Формы работы: техники телесноориентированной терапии, цвето- светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
звуко-музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
Оборудование и материалы:
- тактильные дорожки с различными видами покрытия
-песочный столик для песочной терапии
- набор бусин разного цвета, шнурок для нанизывания бус
- музыкальное сопровождение (аудиозапись с веселой музыкой, аудиозапись с медленной, спокойной музыкой для релаксации)
- сухой бассейн
-панно «Звездное небо»
- сухой бассейн;
- игрушечные ключи;
- детские калейдоскопы;
-клубочек.
Методические приёмы:
Игровой: игровая деятельность с детьми, сюрпризные моменты;
Наглядный: ИКТ;
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы, объяснения;
Метод проблемного обучения: создание проблемных ситуаций.
Форма деятельности: совместная игровая деятельность педагога с детьми.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.
Занятия с использованием полифункциональной среды сенсорной комнаты расширят жизненное пространство, обеспечат смену впечатлений и видов детской деятельности, повысят эффективность работы направленной на улучшение психического и физического здоровья детей, снизят психическое и физическое напряжения, повысят уровень общей энергетики организма, интеллектуальной активности и самооценки, снизят чувство тревоги, оптимизируют способности к самоконтролю над эмоциями и поведением, навыки конструктивного взаимодействия, а в целом, создадут условия для гармони
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1.Звучит аудио запись
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуй друг»
Цель: развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков.
Здравствуйте ребята.
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь и передам волшебный клубочек тому, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада видеть его. Он повернется к соседу справа и сделает тоже самое и так далее. Пока приветствие не дойдет до меня. Мы с вами подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу (улыбнулись соседу справа и слева)! Пусть эта улыбка подарит вам хорошее настроение!
Сегодня у нас открытое занятие, а где же мой помощник Кузя?
Вы его не видели?
2.ГОЛОС ,звучит аудио запись
-Я здесь, Баба Яга закрыла меня в сундучке, а ключи спрятала в волшебной комнате, на которых написано заклинание.
Помогите мне.
-Ну что, ребята поможем Кузе?
Ребята, сегодня нас ждёт интересное волшебное путешествие.
Мы с вами срочно должны отправляемся в волшебную комнату, что б найти ключи, прочесть заклинание, и выпустить Кузю.
Я предлагаю вам туда полететь, на воздушном шаре.
Нас ждут серьезные испытания! Держитесь за длинную веревку.
Готовы, ребята?
Заклинание. Эники-беники, метелки-веники
Полетели!!!
3.Звучит аудио запись
2. Основная часть.
ВОЛШЕБНАЯ КОМНАТА
1. Заколдованное зеркало
Цель: Развить умение выразительно выражать отдельные эмоциональные состояния.
Психолог: Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Его захватила Б.Я. и всех заколдовала, если мы не расколдуем, то его жители останутся злыми навсегда! Что нам надо сделать? Нам надо их расколдовать, сделать их добрыми!
Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку.
Психолог: Посмотрите, ребята, получилось ли у нас сделать героев добрыми?
«Мои эмоции»
Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции.
Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, улыбку.
Давайте заглянем в волшебное зеркало и подарим улыбку жителям волшебной комнаты.
Психолог: Ребята, мы с вами попали на остров Загадки. Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом, чтобы не разбудить Б.Я.
Послушайте, задание-загадки.
Инструкция. Каждый кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, я сосчитаю до трех, и на счет «три» вы должны будете все вместе прошептать ответ на загадку.
У леса, на опушке
Увидали мы зверушку:
Скачет, словно мячик.
Кто же это? Верно, … (Зайчик)
Психолог: Сложно было держать ответ при себе? Кому хотелось прокричать отгадку? Здорово! Вы справились с этим заданием. Представьте, что вы зайчики, как они прыгают?
Вот мы и допрыгали до острова разноцветных шнурков.
5.Звучит аудио запись. «В каждом маленьком ребенке»
3. Остров разноцветных шнурочков
Цель: научить работать в парах.
Психолог: Что это? (цифра 2 из шнурков). Как вы думаете, что он означает? Два мальчика, две девочки. Прочитаем задание злого Волшебника.
Инструкция: Вы и ваш партнер – одно целое, вы как сиамские близнецы. И должны пройти все препятствия. Вы же зайчики?
Возьмитесь за руки девочки с девочками, мальчики с мальчиками и перепрыгните шнурочки.
Вот мы вышли на лесную полянку.
Б.Я на полянке раскидала все шарики, давайте их соберем на шнурочки, подбирая по цветам.
Мы очистили полянку.
А вот и второй ключик
6. Звучит аудио запись
А теперь, мои зайчата, мы превратимся в деток. Покружились, покружились и в ребяток превратились.
Вы справились с этим заданием.
7.Звучит аудио запись. «Я рисую»
4. Остров «Магического песка»
Психолог: Посмотрите перед нами коробки с магическим песок. Он не простой, может чувствовать прикосновения. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок на ощупь? (прохладный, шершавый, сухой, мягкий).
Психолог: Давайте развеселим наш песок. Я буду включать цвет, а вы будете рисовать, то, что ассоциируется этим цветом. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давайте его потрем между ладонями. Возьмите песок в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Песок приготовил вам сюрприз.
А вот и третий ключик.
8.Звучит аудио запись. «шум моря»
Психолог: Мы, продолжаем наше путешествие и отправляемся к морю, но не обычному морю, а морю исполнения желаний.Ребята, посмотрите, к нашему морю ведут три дороги.
(Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них) «Каждая из трех дорог приведет вас к морю. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются круги с наполнителем из «Сенсорной тропы»). Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
(Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал).
А теперь мы немного поиграем.
Дети опускают руки в бассейн с шариками
Игра «Осьминожки» Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.
А вот и четвертый ключик.
Мы не можем просто так уйти, давайте покажем какое разноцветное дно у нашего бассейна.
На столе разложим камешки со дна.
Один красный шарик в середину, три желтых вокруг красного, с права два синих, с лева один зелёный, с верху синий, с низу два красных.
Вы справились с заданием
9.Звучит аудио запись. «шум дождя»
Кажется, начинается дождь.
Психолог: в этой стране может идти необычный дождь, хотите посмотреть? Представьте, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.
6. Волшебная тучка.
Упражнение «Жгутики»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики».
Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик.
Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.
Какого цвета дождик?
Закройте глазки и представте, что дождик стал разноцветным.
Музыка. Дети переходят к «Дождю превращений».
Упражнение «Радужный дождь» (сухой душ)
Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Я предлагаю бельевые прищепки ( я их называю капельки дождя) ребёнок самостоятельно в любом порядке закрепляет прищепки на лентах , верёвках как ему больше нравится.
«Дождь превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ
«Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас я дотронусь до дождя волшебной палочкой, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва... Итак, ты –царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
Ты нашел пятый ключик.
10.Музыка млечный путь
Педагог-психолог: –Ребята как же нам попасть на остров, где живут звезды и камни. А поможет нам в этом волшебный тоннель (включается панно «Бесконечность», каждый ребенок подходит к панно и вглядывается в бесконечную дорожку)
- Это очень дружный остров . Но так было не всегда. Звездочки умели летать, они отталкивались от земли своими ножками и кружась парили в воздухе (дети несколько раз повторяют движения – изображают звезд – отталкиваются и кружатся), а камни неподвижно лежали на земле (дети изображают камни).
Но однажды звездочка очень неудобно оттолкнулась от земли и не улетела, а упала на камень:
- Ой, кто ты? – спросила она.
- Я камень, защищаю землю. А ты кто?
- Я звездочка, защищаю воздух.
- Очень приятно познакомиться. А давай поиграем?
- Давай!
И мы с вами сейчас поиграем. Если я произнесу слово «Звезда» - то вы отталкиваетесь от земли и кружитесь, если слово «Камень» - то вы падаете на землю (включается диск «Звуки природы»).
- вот с тех пор все и разбросано здесь, давайте все камушки соберем по образцу.
- Что это? Фигуры
(Называют фигуры и показывают на доске, собирают по величине, и конструируют)
Мы привели в порядок остров, а вот и шестой ключик.
Педагог-психолог:
- Давайте разомнемся. (Дети становятся друг за другом и выполняют кинезиологические упражнения).
Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать
Шесть на пуфик тихо сесть.
11.Музыка
Релаксация «Волшебная страна»
Цель:общая релаксация; развитие умения управлять своим телом, дыханием, оптимизация слухового восприятия, воображения, смягчение эмоционального дискомфорта, получение заряда положительных эмоций.
Техника проведения: предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс. Задача участников состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку, достичь состояния релаксации.
Настрой на релаксацию: Ну а сейчас я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глазки. Вам нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку. (Включается музыкальное сопровождение, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света. Вращающийся зеркальный шар с направленным на него узким лучом света создают эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание “солнечных зайчиков”. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, находящиеся в комнате. Дети располагаются на пуфиках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают в сказочную страну).
— Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным...
Дышим легко... ровно... глубоко... (2 раза)
— Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.
Дышим легко... ровно... глубоко...
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии...
Дорогие путешественники, теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели во время нашего путешествия. (Дети открывают глаза)
Анализ:
Удалось ли расслабиться?
Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?
Можем ли мы дальше продолжать занятие?
Мы с вами привели в порядок нашу волшебную комнату, вот и седьмой ключик.
Расположите ключики по спектру цветов
Прочтите заклинание. МОЛОДЦЫ.
ГОЛОС.
Наш сундучок открылся, мы спасли Кузю.
- Спасибо, ребята!
- Я хочу подарить вам мечту. Посмотрите в сундучок.
(Открывает сундук, там светятся огоньки)
- Вот волшебный сундучок, в нем можно увидеть будущее и то, о чем вы мечтаете. Давайте заглянем в него и увидим свою мечту.
Смотрю – и что же в моих глазах? В фигурах разных и звёздах Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
Лишь сделаю рукой движенье И новое в глазах явленье!
Какого цвета ваша мечта?
Ваши желания обязательно сбудутся!
- А я мечтаю, чтобы все на свете были счастливы.
Вам понравился подарок Кузи? (Да). А путешествие?
Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Теперь положите калейдоскоп в сундук, а я провожу вас в класс
Ритуал прощания
Упражнение «Цветок дружбы»
Цель: внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание положительной мотивации для посещения следующего занятия.
(Дети становятся в круг. Правая рука каждого участника вытянута вперед к центру круга. Получается “цветок”).
Произносятся слова:
«Мы играли, отдыхали, никого не обижали!
А теперь пришла пора всем сказать: «Пока-пока!»
А теперь протяните соседу руку и, не размыкая цепочку из рук, выходим из нашей волшебной комнаты, взяв собой из нашего путешествия только доброе, радостное и позитивное.
Итог:
Психолог:Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение.
Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!
Анализ занятия
Считаю, что дети справились с занятием. Мною преследовалось:
Развитие навыков эффективного общения. Обучение навыкам взаимопонимания и сотрудничества, вербализации своих чувств и мыслей.
Решались следующие задачи:
Образовательные:
Формирование у детей понимания понятия «доброта».
Развивающие:
Развивать речь, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
Развивать эмпатию, сопереживание, умение работать в
парах, группах;
Развивать произвольность, самоконтроль;
Обогащение первичных представлений о себе.
Воспитательные:
Создавать положительный эмоциональный настрой к совместной
В тренинге применены упражнения на осознание самого себя и своих чувств («Знакомство», рефлексия), на коллективное взаимодействие («Люди - камни», «Ковер-самолет»), работу в парах ( «Приветствие», «Остров Дружбы»), снятие эмоционального напряжения (релаксация),
В процессе совместной деятельности во время путешествия дети тренировались в умении дружить и сотрудничать, согласовывая свои действия с окружающими; учились проявлять самоконтроль, подчиняясь правилам (Упражнение с загадками на «Острове Великанов», «Люди-камни»), высказывали свое мнение, поясняя «что такое доброта», дружно проявляли стремление к достижении цели - спасти выручить Буратино и его друзей.
Данное занятие соответствует годовому планированию, структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей (ведущие потребности возраста – потребность в общении и творческая активность; ведущая функция – воображение). С программными задачами и конспектом вы можете познакомиться.
Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, и представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой.
Вводная часть – направлена на создание мотивации для предстоящей деятельности, сплочение участников группы, установление эмоционального контакта между всеми участниками - «Приветствие», сюрпризный момент.
Основная часть – раскрывает содержание главной темы занятия.
В этой части организую беседы, игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения, сплочения, умения сотрудничать и коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Итоговой сбор – завершающая часть - основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и вербализация чувств и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Основные процедуры - релаксация и дыхательная гимнастика – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, снятие эмоционального напряжения и рефлексия занятия – эмоциональная оценка занятия, подведение итогов работы.
Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка от подвижного к спокойному, смену динамических поз.
Отступлений от намеченного плана не было. Считаю, что цель занятия достигнута.
Материал к занятию: мультимедийная система, слайды, задания для детей, воздушный шар с гелиевым наполнителем, обручи, «бревна» - модули, дорожка, круглый стол, облака из ватмана для релаксации, аудиозапись мелодий, ватман черного цвета, цветные геометрические фигуры из бумаги.
Используемая литература:
Черняева А.В. «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет» - изд. «Учитель», Волгоград