Внеурочное мероприятие по русскому языку во 2 классе «Слово русское, родное»
Внеурочное мероприятие по русскому языку во 2 классе «Слово русское, родное»
Знакомство со словарём "Архангельская область: Словарь - справочник для младших школьников", обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики, обучение детей работе со словарём - справочником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие по русскому языку во 2 классе «Слово русское, родное»»
Внеурочное мероприятие по русскому языку во 2 классе
«Слово русское, родное»
Немтинова Галина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Пермогорская
школа»
Красноборского района
д. Пермогорье
Цель: знакомство со словарём «Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников», обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики, обучение детей работе со словарём – справочником.Задачи:
познакомить с названием, назначением словаря – справочника, каждой его части;
научить пользоваться словарём;
обогатить словарный запас детей словами краеведческой тематики;
воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю;
развивать умение работать в парах и в группах.
Оборудование: словари.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас на внеклассное мероприятие по русскому языку «Слово русское, родное».
Актуализация знаний.
В русском языке огромное количество слов.
Могут ли люди знать значения всех слов, уметь правильно их писать, знать грамматические признаки, подбирать к ним много синонимов и антонимов?
Где люди могут найти ответы на все эти вопросы?
Конечно, в словарях. Словари – наши верные помощники. Словарь — собрание слов, обычно в алфавитном порядке.
Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям, Много вам они расскажут, как слова писать покажут. С кем-то вы уже знакомы, а вот с кем-то первый раз. Познакомитесь сейчас.
Назовите словари, с которыми мы знакомились и работали на уроках русского языка.
(Ученики называют знакомые им словари, которыми они уже пользовались на уроках русского языка, учитель показывает эти словари).
Молодцы, вы уже знаете много словарей, но это ещё, конечно, не все.
Постановка учебной задачи.
Прочитайте тему нашего занятия.«Слово русское, родное»
Сегодня мы познакомимся с необычным словарём, а называется он «Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников». В этом словаре собраны самые родные нам слова, слова нашей Архангельской области. (Учитель показывает словарь).
Ваша задача сегодня на занятии:
познакомиться… (уч-ся сами добавляют) со словарём – справочником;
научиться…(уч-ся сами добавляют) пользоваться словарём.
Знакомство со словарём – справочником.
А как вы думаете, зачем по решению Министерства образования, науки и культуры Архангельской области был создан такой словарь? (Уч-ся высказывают свои мнения.)
Сейчас мы прочитаем обращение авторов словаря к школьникам, где сказано, для чего они создали такой словарь и они научат вас пользоваться словарём.
Чтение вступительной статьи «Как пользоваться словарём – справочником», по ходу чтения ученики выполняют задания авторов.
Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах.
1 задание. Найдите в словаре – справочнике слово роспись, узнайте его значение. (Стр. 62 Украшение рисунками чего-либо. Узоры, рисунки на стенах, потолках, предметах быта).
Здесь мы можем узнать про разные росписи нашей Архангельской области.
Какая роспись вас больше всего заинтересовала?
Конечно, наша пермогорская роспись. Давайте прочитаем, что написано в словаре – справочнике про нашу роспись.
Пермогорская роспись – роспись на белом фоне, основу которой составляли сюжетные композиции на темы народной жизни, изображения птицы Сирин в окружении растительного узора. Пермогорской росписью украшали только предметы крестьянского быта: прялки, набирухи, туеса. – Пермогорской росписью занимались в деревнях, которые располагались близ пристани Пермогорье на Северной Двине. Отсюда и название росписи.
2 задание. Мы узнали, что пермогорской росписью украшали предметы крестьянского быта или как это ещё называют хозяйственная утварь: прялки, набирухи, туеса. Посмотрим в тематическом списке слов, про что мы сможем узнать (стр. 110 - 118).
Хозяйственная утварь (стр.114)
Туес 78. Найдите значение этого слова.
Обычно круглый короб из берёсты с плотно прилегающей крышкой.
3 задание. Откройте словарь в картинках. Найдите картинки с хозяйственной утварью. Рассмотрите их. Только что мы прочитали значение слова туес, что на картинках вам его напоминает? Найдём значение слова бурак.
Как это быстро сделать? (Ответы детей: снова открыть стр. 114 Хозяйственная утварь и найти там это слово Бурак 12, значит, значение слова находим на стр. 12
или в оглавлении найти букву Б стр. 8 и искать это слово.)
На Севере: сосуд круглой формы с двойными стенками из берёсты и деревянным вставным дном, туес. Вывод: бурак и туес одно и то же, слова синонимы.
4 задание. Снова вернёмся к тематическому списку слов.
Найдём раздел Человек, группу слов Знаменитые люди. Прочитайте внимательно фамилии знаменитых людей нашей Архангельской области. Чьи фамилии вам знакомы? (Уч-ся называют Абрамов, Ломоносов, Писахов, Рубцов).
А меня заинтересовала фамилия Ярыгин. Эта фамилия распространена у нас в Пермогорье. Давайте узнаем, чем знаменит этот человек.
Как быстро найти? (Ответы детей: откроем страницу 93)
Ярыгин Я.В. 93
Ярыгин Яков Васильевич (19 в.) – мастер пермогорской росписи.
Оказывается – это наш земляк и мы про него должны знать в первую очередь. Подробно узнаем про этого мастера в школьном музее.
Итог мероприятия.
В словаре – справочнике можно много всего интересного узнать.
Давайте ещё раз прочитаем последний абзац вступительной статьи авторов этого словаря.
«Если ты хочешь хорошо узнать родной Север, как можно чаще обращайся к словарю – справочнику в классе и дома, когда делаешь домашнее задание, читаешь книгу, газету, журнал».
Этот словарь – справочник является составной частью учебно - методического комплекса «Морянка», который мы начали изучать в этом году. Найдите в тетради «Морянка» условный знак, который нам говорит о том, что нужно работать со словарём – справочником.
Ученики читают хором (слова на доске):
Уважаемый Словарь! До свиданья – государь. Подружились мы с тобой. Здесь найдём ответ любой.
Словарь:
Рад я с вами в мире жить.
Будем мы всегда дружить.
Русский вы язык учите.
Слово русское, родное
Самое для нас дорогое!
Рефлексия.
Ребята, сегодня вы познакомились с новым словарём «Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников».
Поднимите руку, кому понравилось работать с этим словарём.
У этого словаря много авторов, на обложке мы можем прочитать, что для нас с вами потрудились и доктора, и кандидаты педагогических наук, и учителя.
Если кто-то из вас хочет сказать им спасибо за создание такого словаря, то выйдите к доске и возьмите слово СПАСИБО.