Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для начальной школы "Хлеб- всему голова"»
Внеклассное мероприятие для начальной школы
«Хлеб- всему голова»
Цель:
расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,
получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
расширить представление детей о традиционных народных блюдах,
приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;
способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Ход занятия:
I. Вхождение в урок.
(Слайд 1. На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле)
- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)
- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
II. Определение темы и цели занятия.
- Какой главный продукт получают из зерновых культур? (Хлеб, хлебобулочные изделия)-(Слайд 2.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О хлебе.)
- Тема нашего занятия так и звучит: "Хлеб- всему голова". (Слайд 3.)
- Давайте определим цели занятия:
УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данного продукта, когда появился хлеб) (Слайд 4.)
ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу) (Слайд 6.)
III. Работа по теме урока.
Страничка "Хлеб - всему голова". (Слайд 7.)
1.Актуализация знаний.
- Что вы знаете о хлебе?
- Я надеюсь, что ваши знания пополнятся.
Ученица:
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук!
2. Рассказ учителя.
Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. (Слайд 8.) Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. (Слайд 9.) Она и является прародительницей хлеба.
Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
Страничка "Праматерь хлеба".
3.Рассказ учителя.
(Слайд 10)
Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов)
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Праматерью хлеба величают её в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей".
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. (Слайд 11.)
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
4.Аукцион "Хлебобулочные изделия".
- Какие хлебобулочные изделия вам известны?
- Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница. (Слайд 12.)
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. (Слайд 13)
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки. (Слайд 14)
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень. (Слайд 15)
Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи. (Слайд 16)
- На ваш взгляд, почему полезен хлеб? Давайте узнаем, выполнив практическую работу.
5. Определение состава хлеба.
- Раскрасьте рисунки, и узнаете, какие питательные вещества содержатся в хлебе(раскрашивают). (Слайд 17)
- Хлеб богат углеводами, белками и витаминами.
- Для детей вашего возраста суточное количество хлеба должно составлять 60-70г ржаного и 150г пшеничного (показать куски хлеба).
В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб относительно беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.
Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.
Физминутка. Исполнение песни "Каравай".
- Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню.
Исполнение песни "Каравай - каравай"
6. Изготовление каравая из слоеного теста.
В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста - большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе. Я предлагаю изготовить свой "Каравай" - символ благополучия.
(Выполнение работы, выставка поделок.)
IV. Обобщение.
- Как нужно относиться к хлебу?
- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Игра "Продолжи пословицу и поговорку".
- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.
Без хлеба - не будет и обеда.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба - нет обеда.
Много снега - много хлеба.
Хлеб на стол - и стол престол.
Хлеб - всему голова.
Всё приедается, а хлеб - нет.
С ним каши не сваришь.
Ученица:
Каравай земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок!
V. Итог занятия.
- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль: