Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Хлеб-всему голова"»
Сценарий праздника для 3-4 класса
«Хлеб – всему голова»
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята. Гостям в нашем зале мы всегда рады. В давние времена поздней осенью собирался народ после летних трудов не для безделья, а для рукоделья. Вечерами шили-вышивали, да за прялками сиживали, песни напевали да сказки сказывали. А мы пригласили вас кое-что рассказать, своими знаниями поделиться, да на вас посмотреть.
Песня __________________________________________________________
-Молодцы! Спасибо. А теперь отгадайте загадку, о чём пойдёт речь на нашем празднике.
На одном большом заводе,
Он и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед
Ведь к обеду нужен…(ХЛЕБ)
Учитель: Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.
(Дети читают стихи)
1.Самый вкусный, несравненный, Всем знакомый с детских лет - Это наш обыкновенный И любимый русский хлеб:
2.Каравай пахучий, знатный, Кренделя и калачи, Бублик с маком ароматный, А на Пасху куличи.
3.Можно с мёдом есть и с маслом, С сыром, рыбой, ветчиной И с икрой, кружком колбасным Белый хлеб или ржаной.
4.Пироги же - хлеб особый, Их на праздник подают, А готовят всё со сдобой И с начинкою пекут.
5.Пышки, пончики, ватрушки Спрыгнуть с противня хотят - Это хлебные игрушки, В праздник радость для ребят.
6.Или пряники, печенье - То, что мама испечёт, Для детишек объеденье, Разевай пошире рот!
Учитель: - Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний, ведь появился он свыше 15 тыс. лет назад…
Шло время и сейчас существует 750 видов хлебобулочных изделий. Несмотря на это сейчас мы можем сказать «Хлеб – всему голова!».
Как же появился хлеб?
Одна древняя легенда рассказывает: Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались они людям! Предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать дикие злаки, смешивал их с водой.
Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста.
Ну, а слово «хлеб»пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Учитель: А кто из вас знает, как хлеб появился на нашем столе? Давайте поиграем в игру, которая называется
«Как хлеб на стол пришёл»
( по 2 человека от каждого класса)
На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия. Найдите каждой карточке своё место.
2.ПОСЕВ ЗЕРНА, 3.УХОД ЗА ЗЕРНАМИ, 1.ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ,
4.СБОР УРОЖАЯ, 5.СОРТИРОВКА ЗЕРНА, 6.ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ,
7.ЗАМЕС ТЕСТА, 8.ВЫПЕЧКА
-Пока наши ребята расставляют карточки в правильном порядке мы с вами поиграем в
игру – кричалку «Хлебушек» (игра со всем залом)
Играют 2 команды – 2 класса. Когда ведущий показывает красный кружок, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий показывает жёлтый кружок, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает оба круга, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей.
Учитель: Молодцы. Хорошо справились с заданием. Сейчас в магазинах можно увидеть огромный ассортимент хлебобулочных изделий. Предлагаю провести аукцион, какой класс назовёт больше изделий, сделанных из муки.
Приглашается несколько учеников из каждого класса. Они получают буквы, из которых должны составить слова. Затем находят лишнее слово.
ЛИБЫН (блины)
ФЕЗРИ (зефир)
РОПИЖКО (пирожок)
АВТУШРАК (ватрушка)
-Пока ребята собирают слова и находят лишнее среди них с остальными ребятами проведём конкурс «Отгадай-ка!». За каждый правильный ответ команда приносит себе по одной сушке.
1.Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят. (Колос.)
2.Он идет – волну сечет Из трубы зерно течет. (Комбайн.)
3.Кто там в поле, угадай, Режет черный каравай? (Плуг.)
4.Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет – Семь плугов тащит. (Трактор.)
5.Замок с башнями до неба Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)
6.Был он зернышком давно – Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)
7.Железный нос в землю врос, Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)
8.Меня бьют, колотят, Режут, ворочают, А я всё терплю, И всем добром плачу. (Земля.)
Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, какое же слово лишнее и почему. Посмотрите, сколько изделий из муки мы сейчас с вами можем приобрести в магазине или приготовить своими руками.
А в годы войны хлеба не хватало. Людям приходилось беречь каждую крошку. В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! (показывает детям) Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом. В нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Такой крохотный кусочек хлеба в голодное военное время человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Посмотрите сценку.
Сценка «Святой хлеб».
(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)
Внучка: -Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».
Внучка:А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.
Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.
Хлеб – святой!
Внучка:Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!
Учитель:Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько сможете скушать, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первым блюдом.
Учитель: О хлебе написано очень много пословиц и поговорок. И я предлагаю поиграть в
игру «Собери урожай»
(по 2 человека от класса)
Приглашаются по 4 человека от каждого класса. Перед вами пословицы. Они разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.
– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
– Без хлеба сыт не будешь.
– У кого хлебушко, у того и счастье.
– Плох обед, коль хлеба нет.
– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.
– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.
Учитель: Молодцы! Очень быстро справились с заданием. А теперь снова игра «Музыкальные сладости».
Приглашаю 7 человек – 3 из 4 класса, 4 из 3 класса. Вы будете бегать вокруг сладостей по кругу, как только музыка остановится, вы должны взять одну картинку. Кому не хватит – выбывает из игры. Кто останется последним – принесёт одну сушку в свою копилку.