В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые называют волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ». «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 г.Феодосии Республики Крым»
Внеклассное мероприятие
«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ».
«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
Огиенко Татьяна Михайловна,
учитель высшей категории,
г.Феодосия, Республика Крым
Уяснение словаря вежливых слов.
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые называют волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение.
- Назовите как можно больше вежливых слов. Составьте паутину слов.
Спасибо Добрый (день) Здравствуйте До свидания
Вежливые слова
Пожалуйста Прости Извини
Волшебные слова – очень хорошие слова, которые делают жизнь приятной. Не забывайте и вы употреблять эти слова.
Ученица читает стихотворение:
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом.
За подарком и обедом
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Что это за слово? (Все: спасибо!)
- Доскажите вежливые слова.
- Зазеленеет старый пень,
когда услышит…(добрый день).
- Растает даже ледяная глыба
от слова теплого… (спасибо).
-Мальчик вежливый и развитый,
говорит при встрече… (здравствуйте).
- И во Франции и в Дании
на прощанье говорят … (до свидания).
- Если нас бранят за шалости
говорим… (прости, пожалуйста).
- Верно, ребята. Когда причиняется другому человеку неприятность или какие-нибудь неудобства, мы говорим слова извинения. Эти извинения будут надежными в том случае, если вы их произносите с волшебным словом… Каким? (Пожалуйста).
Ученик читает стихотворение Н.Юсупова «Простите».
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой насупились сразу,
Но папа нашелся, взглянув им в глаза,
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите» - казалось бы, что тут такого.
А вот ведь какое чудесное слово.
Ситуация.
- По улице шел старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему шел мальчик лет девять, подняв голову к верху. Мальчик наткнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему и старичок подобрел.
Что такое сказал мальчик старику? (Дети отвечают).
Ролевые игры.
Упражнения в формировании вежливого обращения. Инсценировки.
- Ребята, опаздывать плохо, но все таки, если вы опоздали на урок, как вы должны себя повести, что сказать?
Ученики (1-2) изображают опоздавших.
- С какими словами вы обратитесь к пассажирам автобуса, если хотите узнать, выходят ли они на следующей остановке?
- Вы звоните товарищу или подруге домой. Трубку взял кто-то из родных товарища, что вы скажете?
- …
- А если ответили, что товарища нет?
- …
- вежливый человек произносит слово «пожалуйста» 20-25 раз в день.
Пользуйтесь волшебными словами, и вы увидите, что окружающие люди будут с вниманием и уважением относиться к вам. Но помните, что волшебные слова могут расколдоваться. Внимательно прослушайте эти стихотворения и рассказ.
Чтение и анализ стихотворений.
Ученик читает стихотворение А.Антонова «Вежлив Витя или нет».
Малыша обидел Витя
Но пред школою, в строю
Витя просит «Извините,
Я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя: «Извините,
Я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
Дети отвечают на вопрос стихотворения.
Учитель читает:
Саша прочитал рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» и решил проверить.
- Папа, давай сыграем в шахматы!
- Я занят.
- Ну, пожалуйста!
Слово подействовало, и папа сыграл с Сашей.
- Мама, прочитай мне сказку!
- Я штопаю тебе носки и мне некогда.
- Ну, пожалуйста!
Слово и на этот раз подействовало.
Саша стал просить подать ему и полотенце, и попить воды, и подать куртку, и сапоги. Слово действовало безотказно.
После школы Саша долго катался во дворе.
Мама позвала его:
- Саша, иди домой!
Но Саша не слушал и умчался на другой конец катка.
- Саша, иди домой, пожалуйста!
Саша не реагировал на волшебное слово.
Через час он пришел домой и сел за уроки. Он никак не мог решить задачу и позвал маму:
- Помоги решить задачу!
Но мама молчала.
- Пожалуйста!
- Нет, теперь это уже слово не аолшебное. Теперь оно хитрое и лживое. Все волшебство в нем пропало.
- Как это? Разве слово может измениться?
- А ты сам подумай.
- Почему расколдовалось слово «пожалуйста»?
- Когда оно сохраняет свою волшебную силу?
- Что должен был сказать Саша маме возвратившись со двора?
- Итак, чтобы волшебные слова не могли расколдоваться, надо, чтобы слова не расходились с делом.
Инсценировка.
Ситуация. «В трамвае».
Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась, боясь, что ее испачкают.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сказала бабушка напротив.
- А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- Можно ли назвать Ленино слово волшебным? Почему?
- Найдите ошибки.
Мальчик крикнул прохожему:
- Скажите, сколько сейчас часов?
Пословицы.
На доске написаны пословицы о вежливости. Как вы их понимаете?
Вежливости открываются двери.
Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Худое слово и медом не зальешь.
Кисели в буфете ешь, а спасибо где ж.
Девочка спесива, не скажет спасибо.
- О ком последние две пословицы? (О грубых, невоспитанных людях).
- Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.
Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
Стихотворения.
Две ученицы читают стихотворение А.Барто «Любочка».
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка И ленточка в косе, Все глядят на Любочку, Радуются все.
Но если к этой Любочке Вы придете в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, Объявляет на ходу: -У меня уроков много, Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае - Она билета не берет. Всех локтями раздвигая, Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь: — Фу! Какая теснота!- Говорит она старушке: - Это детские места. -Ну садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей своей красе.
Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя необязательно Они зовутся Любами.
- Ребята в школах часто дразнят своих сверстников за физические недостатки: плохое зрение, слабое здоровье, худых и толстых, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их фамилии и имена. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.
Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью его товарищей, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих товарищей.
Ученик читает стихотворение А.Барто «Я был когда-то болен». (А в голосе тревога)
Меня прозвали «Вата»!
Как я страдал когда-то
Переживал когда-то...
В походы шли ребята
И на вершины лезли,
А мне кричали: — Вата,
Тебе сидеть полезней!
Не бегал я в горелки
И в речке, самой мелкой,
Не мог со всеми вместе
Плыть в безопасном месте.
Меня прозвали «Вата»,
Кричали мне ребята:
- Сиди, грызи орешки,
Тебе сидеть полезней!
Мне было от насмешки
Больней, чем от болезни.
- Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними. Всем вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными и добрыми к ним.
Анализ ситуаций.
Ситуация.
-А как бы вы поступили?
Шел Боря из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел своей дорогой.
- Как вы думаете, почему нельзя громко кричать на лестнице в доме, где вы живете, хлопать со всего размаху дверью? Кому вы помешаете?
- Безразличие, равнодушие не украшает человека. Надо бороться с проявлениями грубости по отношению к людям, останавливать, одерживать грубиянов.
Попробуйте стать добрым волшебником, как советует поэт С.Погореловский.
Ученик и ученица читают стихотворение «Попробуй-ка сам!»
Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старых уважай. И бабушку-медведицу, В туман и гололедицу До дома провожай! Так Мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести... Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям - Лисицам и медведям, Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу. Совал куда не надо нос, Топтал траву и мял овес. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старухам Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести. Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили!
Вывод
- Вежливость – это не брошка, которую можно снять и спрятать в дальний ящик, вежливым надо быть всегда и со всеми. Не будьте похожи на этого медведя.