Внеклассное мероприятие «По дороге в Читай - город»
для учащихся 2-3 классов
Цель: познакомить с историей создания книг, с первыми книгами;
прививать любовь и интерес к чтению;
расширять кругозор детей;
способствовать воспитанию бережного отношения к книге.
Подготовительная работа:
На доске карта, на которой изображена дорога, идущая из левого нижнего угла в правый верхний. В начале дороги нарисован лес и девочки, гуляющие на поляне. Слева от дороги - месяц и звёзды (ковш Большой и Малой Медведицы). Справа от дороги – замок, недалеко от него сундук. В верхнем правом углу – город с домами, оградой, воротами и большим замком на них.
Ведущий:
Добрый день, друзья! Я приглашаю вас совершить путешествие в Читай-город. Путь до него не близкий, дорога полна опасностей и приключений. Нам с вами понадобятся знания, упорство, выносливость, смекалка, доброта и вежливость. Зато, в награду за все испытания, мы побываем в чудесном Читай-городе, где увидим и услышим много интересного. Итак, в путь!
(Ведущий прикрепляет на доску карту)
Вот начало нашего пути, а вот и сам Читай - город. Чтобы не скучать в пути, давайте разгадывать загадки, но с условием, что загадки будут о чтении и учении.
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка? (карандаш)
Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает (книга)
4.Хорошо видит, а слепой. (неграмотный человек)
5. Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет. Семя не всходит, а плод приносит (письмо)
Ведущий:
Сделаем привал. Вот и лес. Здесь можно и отдохнуть. Лес этот не простой, а заповедный. Здесь живут звери и птицы, которых описывали в своих книгах писатели. Какие книги о животных вы видите на нашей книжной выставке? Любите ли вы читать книги о животных?
А вот, ребята, и белка! Я немного знакома с языком животных. Белочка что-то говорит нам. Она предупреждает нас об опасности. Оказывается, совсем недавно здесь побывал злой Разбойник. Он похитил все буквы из книг, сложил их в сундук, а сундук закопал неизвестно где. Как же нам быть без букв, ребята? Ведь мы же ничего не сможем прочитать в Читай – городе. Белочка рассказала, что Разбойник хвастался тем, что прячется в каком-то старом замке, а замок находится далеко на юге. Вот и всё. Как же мы найдём этот замок? Как же нам без компаса определить, где север, а где – юг? (Дети демонстрируют умение ориентироваться на местности)
А что это за девочки показались на поляне? (изображение девочек появляется на карте) Может, они что-нибудь слышали о Разбойнике и его замке? Но почему-то они какие-то невесёлые, бледные. Что же с ними случилось? Наверное, они заколдованы. Это Разбойник оставил злой след.
Давайте познакомимся с девочками. Вот эту девочку зовут Света. Злодей обозвал её «Светка-конфетка». Теперь она не может веселиться, пока её не расколдуют, назвав ласковыми именами. (Дети придумывают ласковые имена) Вот она и заулыбалась! Ребята, помогите расколдовать и других девочек, Олю и Наташу.
(К зрителям выходят 3 девочки)
Девочки:
Разбойник был здесь сегодня утром!
Ведущий:
Знать бы, где он сейчас! Были бы у нас длинные уши, как у зайца, мы бы могли далеко слышать. Ребята, а вы знаете, зачем зайцу длинные уши? Но не будем отчаиваться. Пока мы шли, ночь наступила, видите, на небе появились месяц и звёзды. А я знаю, что нам заменит компас! Конечно, Полярная звезда! Есть очень интересная книжка, в которой рассказывается о звёздах и планетах (Е.П.Левитан «Малышам о звёздах и планетах»)
Давайте устроим привал, развёдём костёр, переждём ночь, а заодно и выясним, где север, а где юг. Для этого найдём на небе два известных созвездия - Большой и Малой медведицы. Видите, в Большом ковше 2 звезды, мысленно проведём вверх прямую линию, будем вести её до тех пор, пока не встретимся с первой звездой Малого ковша. Это и есть Полярная звезда. Она очень яркая. Когда смотришь на неё, то север - прямо перед тобой, а юг - у тебя за спиной. Значит, юг - вот здесь(показывает на карте) Наступит утро, будет светло и мы поищем заброшенный замок. А сейчас так уютно посидеть у костра и отдохнуть. Чтобы вы не уснули, я прочитаю вам весёлую историю.
Ну, вот и утро! Костёр наш догорел. А вот и замок виден вдалеке. Пойдём скорее туда! А какой необычный этот замок! Он весь состоит из геометрических фигур. Ребята, назовите, из каких?
Да, замок совершенно заброшен. И Разбойника здесь нет. Но, я чувствую, что здесь кроется какая-то тайна. Смотрите, записка! (Ведущий прикрепляет к стене нарисованного замка записку, в которой написано: «Если пройти 2 метра прямо от замка, затем под прямым углом направо 3 метра - там найдёте клад- сундук с буквами.» Подпись – Добрая волшебница)
Вот здорово! Давайте возьмём линейку, вправо от дороги отмерим 2 см (по карте), затем под прямым углом направо- 3 см. А что такое прямой угол, кто знает?
Вот здесь и зарыт сундук с буквами. Это действительно клад! Смотрите, какой-то таинственный свиток! И опять та же подпись – Добрая волшебница. (Ведущий читает «Правила поиска кладов») Давайте проверим. Заклинание нам известно, скажем его хором: «Отойди ж ты , нечистая сила, не вами положено, не вам и стеречь». Но клады даются только добрым и вежливым людям. Книга Васильевой -Гантус «Азбука вежливости» поможет нам узнать, кто из вас вежливый, кто не очень. Отвечайте на вопросы честно, а то мы клада не получим.
Вопросы:
1.Как нужно вести себя за столом?
2.Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?
3.Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
4.Кто кому должен уступать место в гостях, в транспорте?
5.Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Молодцы! Ну, а теперь скажем хором заклинание. Нет, не поддаётся клад. Чувствую я, что борются рядом с нами две силы - Добро и Зло. Что же победит? Разделимся на 2 команды и поможем этой борьбе. Вот вам карты- задания.
1 команда – собрать портрет Разбойника (Зло)
2 команда – собрать портрет Волшебницы (Добро)
Победит тот, чей портрет будет готов быстрее (Если победит Зло, то испытания продолжаются дальше)
Викторина:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
«Лишь потому, что мы познакомились в пятницу, я назвал его Пятницей. Много лет мы прожили вместе на уединенном острове». Вы определённо знаете Пятницу и …..(Робинзона Крузо)
3.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
А вот и клад! Сундук и буквы. Теперь мы смело можем шагать в Читай -город. Но что это? На воротах города - огромный замок. Чтобы получить ключ от него, нужно снова отгадать загадку.
Я вам слуга, и всё же вам,
Чтобы услуг моих добиться,
Необходимо по утрам
Покорно предо мной склониться.
Зато - запомнить вас прошу-
Куда б потом вы не спешили,
Я вас безропотно ношу,
По грязи шлёпая и пыли.
Но знаю: в свой вернувшись дом
Из путешествия дневного,
Вы самый низкий - перед сном-
Поклон отвесите мне снова.
Надеюсь, милые друзья, вы догадались, кто же я? (Ноги)
Да, друзья, ваши неутомимые ноги привели к конечной цели нашего путешествия – в славный Читай- город. Ключ, открывающий наше Хранилище Мудрости – ваше любопытство: что же там за волшебной дверью? (Ведущий открывает ворота и приглашает войти)
Здесь, в Читай -городе, живёт поэт-волшебник – Даниил Хармс Послушаем его стихи и поиграем вместе с ним («Очень вкусный пирог»)
Читай -город – это ещё и наша библиотека, которая есть у каждого из вас дома.
Какие книги живут у вас дома?
Какие книги вы любите больше всего?
Я познакомлю вас с очень интересным местом в Читай –городе – это Музей книги. Как выглядит современная книга? Посмотрите: обложка, титульный лист, автор, название, содержание.
А какой была первая книга? (Далее рассказ ведущего сопровождается слайдами презентации)
Это были узелки на верёвке, связка бамбуковых палочек, папирусные свитки, глиняные дощечки. Книги появились тогда, когда люди научились писать. Рассказывают, что самой первой буквой в азбуке Адама была буква «о». Губы его вытянулись в трубочку и округлились. «О!» - только и смог он произнести. Осталось перерисовать овал с губ Адама – получилась буква о» Второй, гласит легенда, была буква «у». Увидев Еву, Адам произнёс: «У-у-у!» Так азбука приобрела ещё одну букву. А кто такие Адам и Ева? Это первые люди на Земле, так о них рассказывает Библия
С течением времени вид книги менялся, и она стала привычной для нас – с обложкой и страницами.
Сначала книга была рукописной. Писали книгу искусные писцы золотой или серебряной краской на страницах из дорогого материала – пергамента. Обложкой книги служила доска, обтянутая кожей или бархатом. Она украшалась драгоценными камнями, пластинами золота и серебра. Обложка и страницы закрывались специальным золотым замочком, ключ от которого хранился у хозяина книги. Книга стоила очень дорого. За неё давали табун лошадей, меха, драгоценные камни и золото.
А знаете ли вы, что над созданием книг трудится очень много людей? Это писатели, редакторы, художники, издатели, полиграфисты. От писателя будущая книга попадает к издателю. Составляется её макет: как она будет выглядеть в готовом виде (обложка, страницы, иллюстрации, оглавление). Текст книги редактируется, корректор исправляет ошибки. Затем рукопись и макет отправляют в типографию. Полиграфист подбирает бумагу, цвет, шрифт. Наборщики набирают текст. Книга печатается определённым тиражом, в определённом количестве экземпляров. Тираж попадает в магазин.
Вот и подошло к концу наше путешествие по Читай- городу. Я думаю, что каждый из вас в ходе нашего путешествия смог сделать для себя маленькие открытия, узнать что-то новое. С сегодняшнего дня вы все- жители Читай - города. Я желаю вам увлекательного путешествия по улицам этого удивительного города, который находится рядом с нами.
Если купил книгу,
Не бросай на полку-
От неё не будет никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг!
Из неё узнаешь
Обо всём на свете,
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки….
Все к твоим услугам.
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!