Внеклассное мероприятие – путешествие
по литературному чтению.
Тема: «Доброе слово, что ясный день…»
Целль:
- повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу;
- познакомить с правильной манерой произнесения « волшебных слов», голосовой интонацией;
- обратить внимания детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Оформление класса: на доске карта города, листы с оформленными пословицами, воздушные шары, правила вежливости, силуэты автобусов, высказывания писателей о доброте.
(Звучит «Песня о школе»).
Ведущий:
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов. Отправимся мы туда пятью командами на разноцветных автобусах. Посмотрите - вот они. Предлагаю командам выбрать командиров.
Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писателя В. Осеевой «Волшебное слово». (все слушают аудио).
Взгляните на карту города Волшебных слов. Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов. (Автобусы прикрепляются на нужном месте карты каждый раз в зависимости от «переезда» их по называемым пунктам города).
Для начала проведём небольшую викторину: проверим, какие волшебные слова вы знаете.
Экипаж каждого автобуса должен написать на листе бумаги добрые слова, вспомните их как можно больше (каждая команда пишет свои слова)
(Каждая команда вслух зачитывает записанные слова).
По внеклассному чтению вам знакома книга А. Кондратьева «Счастливый парус». Там есть стихи о вежливых словах. Давайте вспомним стихи.
Добрый день!- тебе сказал,
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Ведущий:
Раз мы с вами находимся на улице Добрых слов,
пусть прозвучит песенка о вежливых словах.
(Звучит песня « В добрый путь».)
-Как вы думаете от чего зависит сила волшебных слов?
Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «Волшебными».
Посмотрите, мы попали в тупик Вредных Советов.
Жители этого тупика приготовили каждому экипажу по одному вредному совету.
(Командиры вслух читают советы – ребята находят ошибки в поведении героев и говорят что в этих советах неправильного, вредного).
Если ты пришёл к знакомым – не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда не скажет про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья пригласили тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из –за угла.
Ведущий:
Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и пословиц.
Всю свою жизнь, с самого детства, человек познаёт, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за всё хорошее, что для тебя делают, надо платить добром и душевным теплом. Доброта- признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идёт борьба. Издавна, люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов.
Как вы знаете, в сказках добро побеждает зло, а добрые люди всегда красивы.
-Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра? («Золушка», «Аленький – цветочек», «Кот и петух», «Морозко» и. т. д)
Своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Добрые вести прибавляют чести.
- Доброе слово дороже богатства.
- Добрым словом и бездомный богат.
- На добрый привет – добрый ответ.
Ведущий:
Мы попали на Весёлую Полянку. Давайте выйдем из автобусов и немного отдохнём.
(Звучит песня: «Песенка про добрые дела»).
Но Весёлая Полянка не отпустит нас, пока вы не решите две задачи.
В их условиях есть кое, - какие ошибки, исправьте их.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Надо не кричать, а вежливо спросить: «который час», а не « сколько часов». (Надо употребить слово «пожалуйста» , а после ответа сказать «спасибо».)
Девочка возмущённо пожаловалась маме:
«Во дворе мальчишка такой невежа – зовёт меня Валькой».
А ты как его зовёшь?» - спросила мама.
Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать «эй, ты!»
Ведущий:
Мы оказались на Алее Игр. Проведём игру : я стану читать рассказ, а вы вставляете нужные Волшебные слова.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: Садитесь……..(пожалуйста).
Женщина вежливо поблагодарила Вову…….. (спасибо).
Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого – то мужчину, но сразу же сказал………(извините, пожалуйста).
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Растет даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
А теперь мы на улице ЧАСТУШЕК.
Послушаем частушки.
Заиграй–ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната:
Ведущий:
Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с мальчиком Петрусем.
Сценка «Петрусь».
Участвуют: автор, Петрусь, сторож (в куртке и шапке – ушанке), девочка Яринка (в косынке), мальчик Андрейка (в руках стопка книг)
Ведущий:
Высказывания известных людей.
«Доброта- вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Лев Толстой)
«Добрый человек не тот кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». (Ключевский Василий Осипович)
«Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали».(Стерн Лоренс)
Сценка «Слушай хорошенько».
(девочка сажает на стул пред собой куклу и разговаривает с ней).
Ведущий:
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – площади Добра.
- Давайте вспомним – по какому городу мы с вами путешествовали?
- С какими вежливыми словами встречались?
- Что мы можем сказать всем на прощанье?
(Занятие заканчивается песней: «Слава Богу, за всё»).