Самоопределение, мотивация к учебной деятельности -Каким вы бы хотели видеть наше сегодняшнее занятие кружка? (Интересным, познавательным, полезным, запоминающимся) Интересным, необычным, запоминающимся, творческим, удачным, познавательным -Что для этого нам всем нужно делать? (Работать активно, дружно, помогать друг другу, уважать и слушать друг друга) Целеполагание 1.Игра-загадка «Доскажи словечко» Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой …(не разольёшь). Мы исходили городок Буквально вдоль и … (поперёк). И так устали мы в дороге, Что еле …(волочили ноги). Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …(медвежью услугу) Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, … (кто по дрова). Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … (вянут). - Как бы вы назвали одним словом все те слова, которые договаривали? (фразеологизмы, крылатые слова) - Посмотрите, как, совершенно не задумываясь, вы произносили фразеологизмы. Слова вылетали сами собой. - Почему так происходило? 2. Формулирование темы, цели, задач. -Вы уже догадались, какой будет тема нашего занятия сегодня? Слайд 1 Названием послужит тоже крылатое выражение – пословица, в которой встречается слово «воробей». Тема открывается на доске. Слайд 2 - Почему я вынесла в заголовок эту пословицу? Как она связана темой занятия? - Я приглашаю вас в лингвистическую мастерскую. А что это вы сейчас попробуете объяснить сами. Вам поможет следующая информация: Слайд 3 Лингвистика – наука о языке, языкознание. -Какие учебные задачи поставим для себя в связи с темой? III. Систематизация знаний 1. Уточнение понятия «фразеологизм» и выявление их роли в русском языке -Что такое фразеологизмы? Что вы о них знаете? - Предлагаю исследовать это явление. Давайте поработаем с учебной статьёй, в которой сообщается информация о фразеологизмах. Слайд 4 Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним также относят пословицы, поговорки. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за природными явлениями («Много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями(«пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»). Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её яркой, образной, выразительной. 2.Фронтальная беседа. «V» - я уже знал эти сведения; «+» - новая информация; «-» - я думал иначе; «?» - я это не понял, у меня возник вопрос. 3. Разминка Слайд 6 Упражнение 1 «Фразеологический зверинец» Слайд 7 Вместо точек вставьте названия животных. Слайд Голоден как … Нем как … Хитёр как … Грязный как … Труслив как …. Упрям как … Здоров как … Болтлив как … Изворотлив как … Колючий как … Надут как … Упражнение 2 «Сказочные фразеологизмы» Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.(Устно) Поди туда – не знаю куда, …(принеси то – не знаю что) Скоро сказка сказывается, … (да не скоро дело делается) Это всё присказка, … (сказка будет впереди) Упражнение 3 «Рисунки-подсказки» Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: - об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть) - о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козёл отпущения) - о состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут) - о том, кто сам не пользуется и другим не даёт ( собака на сене) -хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать(как рыба в воде) - быть в постоянных хлопотах ( вертеться как белка в колесе) -появляться быстро и в большом количестве (как грибы после дождя) - проливной дождь, ливень (льёт как из ведра) 4. Тренировочные упражнения Упражнение 1. Слайд 8 -Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем) Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава. -Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов? (Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов) - Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно. Слайды № 9, 10, 11 по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения, Упражнение 2 Cлайд 13 -Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца. Не бросать слов на ветер | легкомысленный | Заячья душа | зазнаваться | Мухи не обидит | приуныл | Ветер в голове | добрый | Вылетело из головы | не говорить впустую | Повесил нос | трусливый | Задирать нос | забыл | - В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Физминутка. Попробуйте изобразить фразеологизмы: 1.Стрелять глазами. 2.Хлопать глазами 3.Голова идет кругом 4.Писать носом 5.Встать с левой ноги 6.Идти в ногу 7.Сядем как мыши Вспомните, что такое синонимы? А антонимы? Упражнение 3 Cлайд 15 - Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма. (Учащиеся работаю с фразеологическим словарем) Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду. (Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать) Упражнение 4 «Пословицы «шутят» Слайд 17 Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была: Неужто, буква озорная Вновь чьё-то место заняла? Два сапога – тара. Ус хорошо, а два – лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин. Жди у горя погоды. Терпение и пруд всё перетрут. Сашу маслом не испортишь. В здоровом теле здоровый пух. Яйца куницу не учат. Не делай из муки слова. Правда глаза полет. Купить кита в мешке. Что не так? Исправьте ошибки. Упражнение 5 «Одинаковые слова» Слайд 18 Перед вами несколько фразеологических оборотов с одинаковым словом, заменёнными точками. Отгадайте это слово. (Окончания могут меняться) а) … об … . Из … . вон плохо. Сбыть с … . Мастер на все … . сидеть сложа … . золотые … . (Руки) б) … нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка. Чёрным по … написано. (Белый) в) Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из … . (Вода) г) … на лоб лезут. … на мокром месте. … разбежались. Выплакать все … . Смотреть во все … . В … рябит. Как бельмо на … . Не в бровь, а в … . (Глаза) д) Не … в обиду. … себя знать. … маху. … слово. Как пить … . Не … спуску. Ни … ни взять. (Дать) е) … век. … дно … . … осень. … руки. Сулить … горы. … мастер. (Золотой) 5. Работа с текстом Слайд 19 - Перед вами текст, который придумала для вас я. Найдите фразеологизмы, объясните их значение. Cлайд 20 Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится - Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится? IV. Контроль и самоконтроль Творческий проект (сочинение-миниатюра). Слайд 22 - А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот слайд (Cлайд 23) поможет вам в выборе метких выражений. Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой. V. Рефлексия. 1 Самооценка деятельности. -Получилось ли у нас занятие таким, как мы хотели? -Пришли ли мы к своей цели? -Решили поставленные задачи? (Открывается слайд с целью и задачами, поставленными в начале занятия) -Полезно ли было занятие для вас? -Чем хотите поделиться дома с родителями? 2. Синквейн «Фразеологизм» Слайд 24 -Отразите в 5 строках всё, что сегодня мы узнали о фразеологизмах Описание: • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. • Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной. 3. Самооценка работы -Используя смайлики, покажите, как вам работалось сегодня на занятии. -Почему вы так считаете? Я хотела бы обратить внимание на еще один фразеологизм с пониманием добра “наоборот”, который достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и для удачи при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра. Слайд 25 И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от занятий русского языка. И русский язык станет для вас верным другом. | Фронтальная работа. Настраиваются на плодотворную успешную работу. Фронтальная работа Анализируют информацию, высказывают свои мысли. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь» Коллективное планирование работы .Формулируют цель и задачи занятия. Будем учиться словесному мастерству Уточнить… Исследовать … Применять… Развивать… Воспитывать… Изучают информацию с пометами. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Слайд 5 Фронтальная работа. Слушают и анализируют вербальную информацию. Ведут обсуждение в группе, выступают, представляя общее мнение группы для всех. Выступление детей с толкованием фразеологизмов. Взаимопроверка Слайд 12 Работа в парах Работа с фразеологическим словарём Самопроверка Cлайд 14 Обсуждают в группе и записывают на листах бумаги, представляют свой вариант, дополняют после выступления других групп, читают обобщённый вариант на слайде. Проверка Cлайд № 16 Индивидуальная работа, работа в парах, группах Работа в группах Работа в парах по нахождению фразеологизмов Проверка. Cлайд 21 Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи Самостоятельная работа Взаимопроверка в группах. Защита проектов (Заслушивание полученных текстов) Оценивают успешность решения поставленных в начале занятия цели и задач. Групповая работа по обобщению материала (с опорой на схему- рисунок), проверка- фронтально Фразеологизм Яркий, выразительный Украшает, обогащает, заинтересует. Слово – не воробей Крылатое выражение или Фразеологизм. Мудрый, поучительный, Выражает, украшает, дополняет. Речь яркая и эмоциональная. Устойчивое сочетание слов. Оценка своих достижений | Л. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. К. Выражать в речи свои мысли и действия. Р. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу. П. Умение выявлять особенности (качества, признаки) объектов в процессе их анализа. Р. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Р. Способность планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, принимать и сохранять учебную задачу. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. Вступать в учебное сотрудничество П. Осуществлять поиск необходимой информации. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. Анализ текста с целью определения главной мысли. Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Л. Готовность целенаправленно использовать знания , умения и навыки. . П. Умение использовать различные источники информации, отбирать нужную информацию К. Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. К. Принимать участие в работе группами. Согласовывать действия с партнёрами. Л. Готовность целенаправленно использовать знания , умения и навыки. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р. Самоконтроль. К. Воспринимать мнение других людей. К. Согласовывать действия с партнёрами. Р. Взаимоконтроль. П. Ориентироваться в книгах. Осуществлять поиск необходимой информации для с использованием учебной литературы. П.Способность к классификации понятий. К. Умение слушать и воспринимать информацию на слух. К.Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре ,доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Р. Удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. К. Cпособность к учебному сотрудничеству в группе, умение участвовать в обсуждении вопросов, соблюдая правила работы в группе и речевого поведения, умение представить результаты общего труда. К. Согласовывать действия с партнёрами. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Воспринимать мнение других людей. Л. Готовность целенаправленно использовать знания , умения и навыки. Л. Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать из в речи. Соотносить результат действия с поставленной целью. К.Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре Р.Умение осуществлять адекватную самооценку своего эмоционального состояния, объяснять его причину. |