Внеклассное мероприятие по математике "Тайны чисел"
Внеклассное мероприятие по математике "Тайны чисел"
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в чудесную страну – математику.
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важных разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними.
Без чисел нет жизни. Нас каждый день интересуют разные вопросы:
«Сколько тебе лет?»,
«Сколько у тебя друзей?»,
«Сколько лап у кошки?» и т. д.
Первобытные люди, так же, как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат родители и учителя, старшие братья и сестры, друзья. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и бучение шло медленно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Тайны чисел" »
Внеклассное мероприятие
по математике
Тайны чисел
1 класс
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в чудесную страну – математику.
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важных разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними.
Без чисел нет жизни. Нас каждый день интересуют разные вопросы:
«Сколько тебе лет?»,
«Сколько у тебя друзей?»,
«Сколько лап у кошки?» и т. д.
Первобытные люди, так же, как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат родители и учителя, старшие братья и сестры, друзья. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и бучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно. Учиться считать требовала жизнь. Но названий чисел тогда еще не было, и первобытные люди показывали число на пальцах.
Способ записи чисел уже известными вам цифрами, который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространялась затем по Европе, а цифры получили название «арабских». Но правильнее их называть все-таки индийскими.
Сейчас каждый из вас знает цифры от 0 до 9, понимает, что без знания математики обойтись невозможно.
Итак, начинаем наше необычное путешествие в королевство математики, где весело живут все десять цифр. Итак, в путь!
1 ученик: Цифра вроде буквы о-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Учитель: Как ни странно, «ничто» – самая важная цифра нашей счётной системы. Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа от числа – число тут же увеличивается в несколько раз. От нуля можно ожидать всяких фокусов.
У этой цифры есть одно важное значение. Обычно мы думаем, что нуль стоит в начале ряда чисел и что оно самое маленькое. Взгляните, однако, на термометр. Здесь нуль помещён между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от него. Значит, нуль является как бы пограничным между двумя бесконечными рядами чисел. Выше нуля – положительные, ниже нуля – отрицательные числа.
(На доске рисунок термометра, вверху – солнышко, внизу – снежинки.)
** Отгадайте, посчитайте.
1. Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? / нисколько/
2. На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке? / нисколько, остальные улетели /
3. На груше росло 10 груш, а на яблоне на 2 меньше. Сколько груш росло на яблоне? / нисколько, на яблоне груши не растут/
** Ребус.
ООО
тя /натянули /
2ученик.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая как спица.
(Показывает картинку с «1» ).
Учитель.
**Отгадайте, посчитайте.
Скажите, что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? /равно /
Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву? /одна старуха /
3. Самосвал ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? / один самосвал /
** Ребус.
Р 1 а /родина/
** Игра «Салки на одной ноге».
Дети стоят в кругу. Руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два, три смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга. Ребёнок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит : «Я салка!» Все, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснётся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит: «Я салка!» и игра повторяется.
3 ученик.
А вот это – цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Учитель.
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.
**Сколько?
Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего?
Сколько хвостов у двух ослов?
**Игра «Найди себе пару».
Игроки становятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине круга. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «Спиной к спине!» они становятся спиной друг к другу. По команде «Поменяйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнёра. В это время водящий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.
4 ученик.
А вот это – посмотри, выступает цифра три.
Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков.
Учитель:
В далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало «всё». Даже в сказках число три стало самым излюбленным. Вспомните: «Три поросёнка», «Три медведя», «Три богатыря» и.т.д.
**Загадки.
1.Три братца пошли на речку купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. / Вёдра и коромысло/
2.Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. / Дождь, земля, растения/
3.У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими сверху смотрит на меня. /Светофор/
** «Подумай!»
На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке – и не стало кучки. Сколько было конфет? /Бабушка, мать, дочка/
**Весёлое состязание «Две из трёх».
На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бёдрах или за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить две кегли. Тот, кто возьмёт одну, проигрывает.
5 ученик.
За тремя идут четыре, острый локоть оттопыря.
**Загадки.
1. Четыре ноги, а ходить не может. /Стул или стол/
Два братца убегают, два братца догоняют. /Четыре колеса у машины/
** «Думай, считай!».
На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? /4 /
Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? /4 часа/
В корзине 4 яблока. Разделите их между 4 ребятами так, чтобы каждый из них получил по 1 яблоку и 1 яблоко осталось бы в корзине. /1 яблоко отдать с корзинкой/
6 ученик.
А потом пошла плясать по бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.
Учитель.
Плачет Ира, не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Начал младший брат считать:
-1, 2, 3, 4, 5.
- Не реви! – сказал малыш,
Ведь на пятом …/ты сидишь./
** Задачи.
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов? / 5 /
2 гриба нашёл лисёнок,
3 гриба нашёл лосёнок.
Если все грибы сложить,
Если рядом положить,
А потом пересчитать,
То грибов получим…/ 5 /.
Четверо ребят в одной шубе сидят,
А пятый в шубёнке стоит в сторонке.
Что это? / Рука в варежке /.
Назовите пять дней, не называя числа и названий дней.
2. В семье пять сыновей. У каждого из них есть сестра. Сколько всего детей в семье? / 6 /.
3. Муравьи в лесу густом дружно строят новый дом.
Трое тащат веточку, трое тащат щепочку.
Прибавляют дружно шаг. Сколько дружных работяг? / 6 /.
8 ученик.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
Учитель.
Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Даже в пословицах и поговорках можно услышать это число: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и. т. д. Семь – стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове. Каких? /2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот/.
** Ребус.
7 Я /семья/
** Отгадай.
Как расставить 7 букетов у трёх стен комнаты, чтобы у каждой стены было их поровну?
Васька – старый рыболов. Вот каков его улов:
5 плотвичек неказистых, 2 ерша, ерша ершистых.
Мы считаем без ошибок. Сколько же у Васьки рыбок? / 7 /
9 ученик.
У восьмёрки два кольца без начала и конца.
Учитель.
Это число древние люди считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Разделённое пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его ещё раз разделить, то части тоже будут равными (2, 2, 2, 2).
** Сосчитай!
7 малюсеньких котят, что дают им – всё едят.
А один сметаны просит. Сколько же котяток? /8 /
2. 2 снегиря и 6 синиц. Ребята, сколько всего птиц? /8/
3. В комнате у Нины на стене висят картины:
7 картинок у окна и над кроваткою одна.
К семи прибавим мы один – сколько будет всех картин? /8/
10 ученик.
Девять, как и шесть, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз.
Вот какая цифра есть –
Перевёрнутая шесть.
Учитель.
Таинственную силу приписывают числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель» и.т.д.
** Отгадайте!
1. Сколько надо уплатить за 3 булочки, если каждая стоит 3 рубля? / 9 рублей /
2. Угадай ступеньку. Лестница состоит из 9 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы? / на пятую /
3. Друг за другом ровно в ряд
Храбро плыли 7 утят.
А другие два братишки
Были страшные трусишки:
Не поплыли по реке,
А остались на песке.
7 и 2 теперь сложи,
Сколько всех утят – скажи! / 9 /
11 ученик.
За девятью идёт десятка.
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку –
И счёту нашему конец!
Учитель.
С нулём гуляет единица.
Не может с ним наговориться.
Десяток стал основой десятичной системы счёта, которую используют во всём мире.
Рано утром у реки распустились васильки:
5 на левом берегу, 5 на правом берегу.
Я цветочки – василёчки сосчитать легко могу,
Потому что 5 да 5 будет …./10/. Как не знать!
** Игра «Живые цифры».
Десять учеников стоят у доски, у них карточки с цифрами от 0 до 9:
а) учитель называет числа, выходят «соседи» этого числа;
б) учитель показывает карточки с числовыми выражениями, выходят «ответы»;
в) учитель говорит: «Я задумала число, оно больше 4 на 1,…»,дети показывают карточки .
Учитель:
Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие. Надеюсь, всем было интересно и полезно, а главное, вы поняли, что математика – царица всех наук, и что с ней обязательно нужно дружить. До новых встреч!