Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Три цвета Родины моей"»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Институт развития универсальных педагогических компетенций
Курсы повышения квалификации: «Особенности организации работы педагога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья во время каникулярного оздоровительного периода»
Проект: внеурочное занятие «Три цвета Родины моей»
Выполнили слушатели:
Калиниченко Н. Ф., руководитель группы, заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДО ДТДиМ
Пашицына В. В., методист МОУ ДО ДТДиМ
Новикова О. П., методист МОУ ДО ДТДиМ
Руководитель проекта: Серебреникова Ю. В., и. о. директора ИПиП, к. п. н., доцент.
Комсомольск-на-Амуре, 2025 г.
Проект мероприятия в летнем лагере для детей младшего школьного возраста с нарушением речи, посвященного Дню флага России: «Три цвета Родины моей».
Цель: Формирование у детей с нарушением речи младшего школьного возраста чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к государственному флагу России через активное вовлечение в познавательную и творческую деятельность.
Задачи: • Познакомить детей с историей и значением государственного флага России.
• Развивать навыки правильного произношения, обогащать словарный запас по теме.
• Совершенствовать навыки связной речи через пересказ, ответы на вопросы, составление предложений.
• Развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание и память.
• Создавать положительный эмоциональный настрой и дружелюбную атмосферу.
Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста с нарушением речи, отдыхающие в летнем лагере.
Форма проведения: интерактивное познавательно-творческое занятие.
Продолжительность: 30-35 минут.
Оборудование и материалы:
• Мультимедийный проектор, экран.
• Презентация «День флага России» (картинки, короткие видео, слайды с текстом).
• Флаг России (большой и маленькие).
• Раздаточный материал: контуры флага для раскрашивания, краски, ватные палочки.
• Карточки с изображениями предметов белого, синего и красного цвета.
• Костюмы персонажей: Незнайка, Буратино (для игровой мотивации).
• Музыкальное сопровождение: песни о России, народные мелодии (тихое фоновое звучание).
• Призы (небольшие сувениры с символикой России).
Предварительная работа:
• Подготовка презентации «День флага России».
• Подготовка раздаточного материала.
• Подбор музыкального сопровождения.
• Составление конспекта занятия с учетом особенностей детей с нарушением речи.
Этапы проведения:
Организационный момент (5 минут):
1. Приветствие детей, создание положительного эмоционального настроя.
2. Артикуляционная гимнастика: дети повторяют за педагогом:
АША-АША-АША – Россия – Родина наша!
ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ – Родину будем беречь!
ТРУ-ТРУ-ТРУ – защитим свою страну!
• Сюрпризный момент: в гости приходят Незнайка и Буратино, которые ничего не знают о флаге России. Они просят ребят помочь им узнать больше.
Основная часть (15-20 минут):
1. Беседа о России и флаге (с опорой на презентацию); вопросы к детям: «Как называется наша страна?», «Кто живет в России?», «Как вы думаете, что такое флаг?».
Показ слайдов с изображением России, ее природы, городов.
Рассказ о флаге России: история возникновения, значении цветов. 2. Логопедическая игра «Скажи ласково»: на экране изображения предметов и их наименования, дети должны образовать уменьшительно-ласкательные формы слов:
Звезда-звездочка
Медаль-медалька
Солдат-солдатик
Флаг-флажок
Пилотка-пилоточка
Самолет-самолетик
Пистолет-пистолетик
Салют-салютик
3. Логоритмическая минутка «Мы – флажки»:
Дети выполняют упражнения под музыку, имитируя движения флагов (махи руками вверх-вниз, вправо-влево) и проговаривают скороговорку: «Флаг над нами, флаг с тобой, развевайся над землей!».
4. Творческая мастерская "Флаг России своими руками":
* Рисование флага ватными палочками (макаем ватную палочку в краску и наносим на контур).
Во время работы логопед следит за правильным произношением слов и помогает детям, если возникают трудности.
5. Логопедическая игра на развитие связной речи «Составь предложение»:
Детям раздаются карточки с изображениями предметов белого, синего и красного цвета.
Дети должны составить предложение, используя слово и цвет (например, «Белый снег идет зимой», «Синее море очень красивое», «Красная ягода очень вкусная»).
Логопед помогает составить предложения, корректирует произношение.
3. Заключительная часть (5-10 минут):
1. Рефлексия: «Что нового вы узнали о флаге России?», «Что вам больше всего понравилось на занятии?».
2. Показ детских работ: дети демонстрируют свои флаги, рассказывают о них.
3. Логопедическая игра «Повтори за мной»: педагог произносит сложные слова (Родина, флаг, Россия, символ, патриотизм, Отечество), дети повторяют.
4. Награждение: Незнайка и Буратино благодарят детей за помощь и дарят им небольшие сувениры с символикой России.
5. Исполнение песни о России (по желанию).
Адаптация мероприятия для детей с разными видами нарушений речи:
• Заикание: уменьшить количество вопросов, давать больше времени на ответ, не перебивать, поощрять любые попытки общения.
• Дизартрия: использовать упрощенные упражнения для развития артикуляционной моторики, четко и медленно произносить слова, оказывать помощь при выполнении заданий.
• Алалия: использовать наглядность, простые инструкции, поощрять любые попытки говорить, даже если речь неразборчива, использовать альтернативные способы коммуникации (карточки, жесты).
• Ринолалия: использовать упражнения для развития правильного дыхания, следить за правильным произношением звуков, при необходимости направлять к специалисту.
• ОНР (Общее недоразвитие речи): упростить словарный запас, использовать короткие предложения, повторять материал несколько раз, опираться на наглядность.
Методические рекомендации:
• Создавать комфортную и доброжелательную атмосферу на занятии.
• Использовать игровой подход для активизации познавательной деятельности детей.
• Учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
• Поощрять активность и самостоятельность детей.
• Использовать разнообразные формы работы (индивидуальную, парную, групповую).
• Чередовать виды деятельности, чтобы поддерживать интерес и внимание детей.
• Использовать наглядность и технические средства обучения.
• При необходимости оказывать индивидуальную помощь каждому ребенку.
Оценка результатов:
• Наблюдение за активностью и вовлеченностью детей в процессе занятия.
• Анализ речи детей (правильность произношения, словарный запас, связность речи).
• Оценка качества выполненных работ.
• Отзывы детей и вожатых.
Ожидаемые результаты:
• Дети узнают об истории и значении флага России.
• Расширят словарный запас по теме.
• Совершенствуют навыки связной речи.
• Проявят творческие способности и фантазию.
• Получат положительные эмоции и хорошее настроение.
• Сформируют чувство патриотизма и уважения к своей стране.
Этот проект мероприятия, адаптированный для детей с нарушением речи, поможет им не только узнать больше о государственном флаге России, но и развить важные коммуникативные навыки, повысить самооценку и почувствовать себя частью большой и дружной страны.