Внеурочное занятие по пожарной безопасности «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»
Внеурочное занятие по пожарной безопасности «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»
Практическая работа направлена на уточнение представлений об особенностях профессии службы спасения(пожарной охраны) и особенностях жизнеобеспечения современного жилища; формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека; практическое освоение правил безопасного поведения ребёнка одного в квартире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по пожарной безопасности «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Кировской области города Слободского
Внеурочное занятие по пожарной безопасности для учащихся 1-4 классов
«Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»
подготовила
учитель начальных классов
Бырылова Лариса Леонидовна
г. Слободской
2019
БУДЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, НО ОСТОРОЖНЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Практическая работа
Цели: уточнить представления об особенностях профессии службы спасения (пожарная охрана) и особенностях жизнеобеспечения современного жилища; формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека; практическое освоение правил безопасного поведения ребенка одного в квартире.
Оформление: часть кабинета оформлена как кухня и комната. Слева – кухня, закрытая ширмой. На кухне стол, электроплита, на ней кастрюля, набор прихваток, гладильная доска, утюг, бытовая химия, телевизор с цветочным горшком на нем, гирлянда с оголенными проводами. Справа – комната, закрытая ширмой. Стол, на нем ножницы, кнопки (бутафорские), иголки (бутафорские), спицы, таблетки, на полу разбросаны игрушки. На полке телефон.
Оборудование: памятки, мультимедийное оборудование, две ширмы, на которых плакат по пожарной безопасности.
П р и м е ч а н и е д л я у ч и т е л я.
На практическое занятие кружка приглашаются учащиеся начальной школы. Занятие инсценированное.
Действующие лица: Незнайка– ученик 2 класса.
1. Вводная часть.
Мир земной такой прекрасный-
Он способен восхищать.
Но бывает и опасным…
Это каждый должен знать!
2. Сообщение темы. Мотивация.
Ведущий. Ребята, сегодня у нас заключительное занятие по теме «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным».
Скажите мне, пожалуйста, что мы должны повторить на этом занятии?
(правила обращения с огнём, причины возникновения огня, правило обращения с электроприборами, правила поведения во время пожара)
А для чего нам нужно это всё знать? (для безопасности). Давайте мы с вами отправимся в гости к Незнайке и посмотрим, соблюдает ли он правила пожарной безопасности.
3. Основная часть (инсценировки).
1. Безопасность в комнате.
Из-за ширмы слышна песня «В траве сидел кузнечик».
Ведущий. В чью квартиру мы попали? (Незнайки.)
Сдвигается ширма. За столом сидит Незнайка и что-то вырезает. На полу разбросаны игрушки.
Ведущий. Незнайка, что у тебя случилось? Был на квартиру налет?
Незнайка. Нет.
Ведущий. К тебе заходил бегемот?
Незнайка. Нет.
Ведущий. Может быть, дом не твой?
Незнайка. Мой.
Ведущий. А что тогда случилось?
Незнайка. Просто все малыши и малышки ушли по своим делам, а я решил им сделать сюрприз: приготовить обед, а пока варится суп, я делаю поделки.
Ведущий. Да, хороший «сюрприз» ты приготовил для своих друзей. В такой квартире их на каждом шагу подстерегают опасности.
Незнайка. Это дома-то? Да что же здесь опасного? Тараканы, что ли?
Ведущий. Ребята, давайте покажем Незнайке все опасности и поможем их устранить.
Ученики по одному выходят, называют опасность, объясняют, чем опасен предмет, и убирают его на место.
Ножницы – закрыть, убрать в футляр (несчастный случай).
Спички – убрать на кухню подальше от маленьких детей (пожар).
Оголенные провода – должен убрать взрослый (несчастный случай).
Таблетки – в аптечку (отравление).
Настольная лампа, на ней лежит лист бумаги – убрать лист(пожар).
Кнопки – в коробочку (несчастный случай).
Игрушки – на свои места (несчастный случай).
Ведущий. Вот сколько опасностей подстерегало тебя, Незнайка!
Ученик. Помни п р а в и л о простое:
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!
2. Безопасность на кухне.
Ведущий. Вот теперь в комнате порядок. Но ты говорил, что готовишь обед.
Незнайка. Ай, ой! Заставили меня порядок наводить, а обед-то, наверное, уже сгорел!
Ведущий. И ты оставил без присмотра плиту? Ты подвергаешь себя и других опасности. Быстрее на кухню!( идут в другой угол класса)
Ведущий: Незнайка, почему у тебя бельё сушится над газом?
Незнайка: Ну а это я полотенце случайно смочил и повесил. Так быстрее высохнет.
Ведущий: Ребята, прав ли Незнайка? (ответы детей)
А почему спички разбросаны по всей кухне? Ты знаешь, что при неосторожном обращении со спичками и электроприборами может возникнуть пожар?
Ребята, помогите Незнайке собрать спички на кухне.
(конкурс собери спички)
3. Причины возникновения пожара и действия во время пожара.
Незнайка. Да что вы все – опасности, опасности! Жизни радоваться спокойно не даете. Смотрите лучше, что я приобрел для нового года (достает из кармана бенгальские огни). Сейчас такой салют устроим!
Ведущий. Что вы, ребята, можете сказать Незнайке? (Бенгальские огни могут быть причиной пожара.)
Ведущий. А еще какие п р и ч и н ы пожара вы знаете?
Не балуйся со спичками.
Выключай электроприборы, выходя из комнаты.
Не суши белье над плитой.
Не открывай печку без взрослых.
Не вешай на лампу бумажный абажур.
Не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем.
Я начну стихи сейчас, я начну,
А вы кончайте, хором, дружно отвечайте.
Раз, два, три, четыре-
У кого пожар в …?(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил…?(утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками ….?(играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над …?(газом)
Столб огня чердак объял
Кто там спички …?(зажигал)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг…?(листву)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…?(предметы)
Дым увидел- не зевай и пожарных…(вызывай)
Помни каждый гражданин этот номер…(ноль один)
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнём ….?(опасно)
Ведущий. А что ты, Незнайка, сделаешь, если начнется пожар?
Ведущий. Правильно, ребята? (Нет. Надо позвонить по телефону «01».)
Проводятся опыты
Ведущий зажигает свечи
Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?(ответы детей). Когда огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?(нужно потушить). Чего же боится огонь? (Ответы детей). Давайте проверим наши предположения. В нашей лаборатории хранится материал, который мы можем использовать для тушения огня.
Проведём опыт: на горящую свечу нальём немного воды. (проводит ученик). Что происходит, почему? (огонь погас, потому что он боится воды).
Опыт 2: на следующую свечу насыплем немного песка. Что происходит? ( огонь погас, он боится песка)
Опыт 3: на свечу положим снег. Что вы можете сказать? (огонь погас, он боится холода, низкой температуры)
Последний опыт, горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнём? Почему наш огонёк погас? Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Ученик. Знает каждый гражданин
Этот номер – «01».
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Ведущий. Почему нельзя открывать дверь балкона? (ветер раздует огонь, он будет ещё сильнее. Ветер это движение воздуха. Чем больше воздуха, тем сильнее огонь.
Ведущий. Что нужно сделать, если несчастный случай всё-таки произошёл, а вы дома одни и вам некому помочь?
Ведущий: у вас на столах лежат карточки. Вам нужно продолжить предложение:
Если огонь небольшой…….(Если огонь небольшой, попробовать затушить его, набросив плотную ткань или вылив воды).
Если не можешь убежать из горящей квартиры……(сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес, номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих).
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься…….(опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма)
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему? …….(он может отключиться и ты задохнёшься)
Незнайка. Я понял.
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Ведущий: Посмотри, Незнайка, что может произойти, если не выполнять эти правила.
Видео Спасик и его друзья!
Систематизация и обобщение.
Ведущий: Ты всё понял, Незнайка?
Незнайка: Да. А можно я с ребятами поиграю?
Игра «Запрещается- разрешается»
(Разрешается - хлопок, запрещается - молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия)
Запрещается:
- Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Оставлять открытыми двери печей, каминов.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
- Пользоваться повреждёнными розетками.
- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
- Пользоваться пиротехникой в доме.
Разрешается:
- Защитить дом от пожара
- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
- Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
- Подавать сигнал тревоги.
- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
- Знать план эвакуации на случай пожара.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
Незнайка: У меня были правила пожарной безопасности, но я так заигрался, что эти правила разрезал пополам и сейчас не могу их прочитать. Ребята, помогите мне их составить.
Ведущий: У вас на столах лежат правила. На одной карточке начало правила, на другой окончание. Соедините.
1. огонь нельзя оставлять 2. если увидишь пламя 3. вызывай пожарных 4. от огня 5. из горящего помещения 6. опасней всего при пожаре
по телефону 01 нельзя прятаться без присмотра зови на помощь взрослых дым надо быстро уйти
Рефлексия урока.
Ведущий: Топайте, ногами те, кому было интересно.
Скрестите руки те, кому было неинтересно.
Потрите лоб те, кому, что-то осталось непонятно.
На сколько баллов вы сегодня были активны, старались и трудились, чтобы узнать что-то новое сегодня и хорошо понять тему. (выбросить на пальцах на счёт три)
Кто мало выкинул пальцев вопрос: А на сколько могли бы? Что помешало?
Какими правилами безопасности вы обязательно поделитесь со своими друзьями? (о правилах обращения с огнём, о причинах возникновения огня, о правилах обращения с электроприборами, о правилах поведения во время пожара).
На память о нашем занятии я дарю вам памятки. Незнайка, помоги мне раздать. И тебе Незнайка, я тоже дарю памятку.
Домашнее задание: заполнить памятку вместе с родителями и вложить её в дневник.
Список литературы
1. М. С. Коган. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем: познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками [Текст] — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 220 с. — Сценарии игр и праздников).
2. http://www.spas-extreme.ru/
Мультфильм: «Правила безопасного поведения детей при пожаре»