Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Викторина по сказкам Пушкина"»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ.
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С.Пушкина; развить творческие, интеллектуальные и познавательные способности детей; привить любовь к чтению, к книге; воспитывать стремление к литературному саморазвитию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диафильм, портрет А. С. Пушкина, портрет няни, книги со сказками Пушкина, гусиные перья, картины из сказок, рисунки учащихся из сказок А.С. Пушкина, «чёрный ящик» с предметами,
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
I. Организационный момент.
А. С. Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».
Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
Кто не знает сказок Пушкина! Трудно даже вспомнить, когда вы слышали их впервые. Ещё бы! Ведь тогда вы были совсем маленькие, и кто-то из взрослых читал вам эти сказки вслух, ведь сами читать вы ещё не умели. Но полюбившиеся строчки запомнились на всю жизнь: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Жил-был поп, толоконный лоб», «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…»
Волшебный мир пушкинских сказок навсегда становится близким и родным. Совсем забыв о том, что сказкам этим почти двести лет, мы вновь и вновь переживаем за скромную добрую царевну, которую изводит злая царица – мачеха, смеёмся над доверчивым бесёнком, обманутым ловким Балдой, беспокоимся за плывущего по морю в бочке князя Гвидона, радуемся, когда торжествует добро, а зло наказано по заслугам.
Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда, Черномор и морские богатыри, золотой петушок и затейница белка….. А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…, и я там был, мёд, пиво пил…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!»
Разве не научили нас сказки Пушкина уважать труд, осудить лень, глупость.
II. Разминка.
- Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта –
А. С. Пушкина.
Начнем с небольшой разминки.
1. Где родился А. С. Пушкин? (В Москве) (портрет А. С. Пушкина)
2. Когда он родился? (6 июня 1799 года)
3. Какое знаменитое событие произошло в стране в день рождения Пушкина?
(У императора Павла 1 родилась внучка, и по всей стране звонили колокола)
4. От кого маленький Саша узнал и полюбил русские народные сказки?
(От няни Арины Родионовны) (портрет няни)
5. За что маленький Саша любил свою няню?
6. Став знаменитым писателем, вспоминал ли Александр Сергеевич свою няню?
7. Какое стихотворение он посвятил ей?
8. Сколько лет прошло с момента рождения Пушкина? (220)
9. Сколько всего сказок написал великий поэт? (6, одну из них не закончил)
10. Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
III. Этапы викторины. - Итак, ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам Пушкина.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Предлагаю вам отправиться в сказочную страну под названием «Лукоморье»
(Просмотр диафильма)
А сейчас начнём викторину:
1 этап. «Узнайте сказку по опорным словам».
(закрепить название этапов на магнитной доске)
- Я вам называю слова, которые встречаются в одной из сказок, вы отгадываете название сказки.
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата.
5. Окошко, царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Молодцы, ребята, двигаемся дальше, следующий этап нашей викторины:
«Узнай эти строчки», вы должны не только ответить, как называется сказка, но и продолжить строчки этой сказки.
2 этап. «Узнайте эти строчки».
1.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября. («Сказка о царе Салтане)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровнотридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда,
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ...
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого? («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
5. Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье,
- Волю первую твою
Я исправлю, как мою. («Сказка о золотом петушке»).
- Молодцы, хорошо, всё получается, продолжаем? И следующий этап нашей викторины «Подскажи словечко», я начну читать предложение, а вы подскажите словечко. Готовы?
3 этап «Подскажи словечко».
Жил старик со своею старухой
У самого синего…» (моря).
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому… (зверюшку).
Белка песенки поёт,
Да орешки всё… (грызёт).
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать…(лоб)
Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне … (назло)
Вот мудрец перед Дадоном
стал и вынул из мешка… (Золотого петушка)
- Молодцы, и опять всё получилось, а сейчас необычное задание. Перед вами чёрный ящик, в нём лежат предметы из сказок А. С. Пушкина. Вам нужно назвать этот предмет, смотрите не ошибитесь.
4. « Угадай предмет из сказки»
«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» Для конкурса используется небольшой ящик, который раскрашен в чёрный цвет. Ребятам нужно угадать, что лежит внутри ящика.
- Предмет, который находится в этом ящике, говорил всем всегда только правду. (зеркальце)
- С помощью этого предмета Балда ходил к чертям выбивать оброк. (веревка)
- Этот представитель животного мира может исполнить любое ваше желание.
(золотая рыбка)
- Этот предмет, лишил жизни царевну (яблоко)
- В этом предмете хранились ядра – изумруды (орех)
-Этот предмет помогал петушку осматривать границы царства Дадона (спица)
5 этап «Кроссворд »
1. Все равны, как на подбор,
С ними дядька ... (Черномор)
2. Царь ... (Салтан) дивится чуду.
3. Навстречу ему ... (Балда).
Идет, сам не зная куда.
4. По горизонтали:
Бьется ... (Лебедь) средь зыбей,
Коршун носится над ней.
4. По вертикали: Сказочный залив, где ходит кот Ученый. (Лукоморье)
5. ... (Белка) песенки поет
Да орешки все грызет.
6. Тучка по небу идет,
... (Бочка) по морю плывет.
7. Бог с тобою, золотая ... (рыбка),
Твоего мне откупа не надо.
8. И жених сыскался ей –
Королевич ... (Елисей).
- Молодцы, и как только у вас всё получается? Продолжим?
- Ребята, к сожалению, не все герои сказок могут быть с нами сегодня.
Но они прислали нам телеграммы, где объясняют, почему они не могут этого сделать.
Внимание! Нужно узнать, от кого пришли телеграммы, назвать героя и сказку.
6 этап « Сказочные телеграммы »
• «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».
(Вторая сестрица. «Сказка о царе Салтане...»)
• «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить,
да проклятое племя корчить!»
(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
• «Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
(Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)
• «Приехать никак не могу. Пуще прежнего старуха вздурилась».
Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
• «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут,
знать, не будет мне обидно!»
(Молодая царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
-Молодцы, ребята, всё у вас получается, а сейчас очень интересное задание, оно состоит в том, что вам нужно посмотреть на сюжетную картинку, вспомнить сказку, героя и произвести озвучку этого момента.
7 этап «Озвучка»
(«Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку».)
«Сказка о золотом петушке»
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь…»
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе». «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
« Что ты выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
-Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)
«Сказка о мёртвой царевне…»
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше – то совсем раскололось».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица , -
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир»
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря»
Сказка о царе Салтане»
-Молодцы, ребята, всё у вас получается, а сейчас проведём небольшую разминку.
ИГРА « БАЛДА У МОРЯ».
Условия игры: Выбирается Балда, черти, чертится круг –« море».
Балда скакалкой – неводом « морщит» море, а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.
- Отдохнули? Тогда продолжим викторину. Готовы? - Ребята, нам надо отправить по адресам найденные вещи, которые были сданы в бюро находок. Всем детям раздаются рисунки, на которых изображены разные предметы
- Молодцы, продолжим. Следующим этапом нашей викторины «Рыбалка или Золотая рыбка»
8 этап «Рыбалка или Золотая рыбка»
(Магнитная доска оформлена в виде аквариума, к ней прикреплены рыбки)
Желающиепо очереди снимают с доски рыбку. На каждой рыбке написан вопрос.
Ребёнок вслух зачитывает вопрос
Вопросы рыбок.
1. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? (В год три щелчка по лбу.)
3. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)
4. В «Сказке о царе Салтане...» есть такие слова:
... белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе...
- Что пела белочка? («Во саду ли, в огороде».)
5. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала? («Хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая...»)
6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
7. Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» подсказал Елисею, где ему искать невесту? (Ветер.)
8. Как звали пса, который жил у семи богатырей? (Соколко.)
9. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?
(«...Волю первою твою я исполню, как мою...»)
10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»? (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)
Молодцы! Следующим этапом нашей викторины будет:
9этап. « Путаница»
- Ребята, герои наших сказок заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.
1. Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).
- Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
(Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)
Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в «Сказку о рыбаке и рыбке» на место рыбака и его старухи).
ь 4. «Свет мой, петушок! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее,
Всех румяней и белее».
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо на петушка глядясь.
(Петушок из «Сказки о золотом петушке» и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» оказались в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» на месте: петушок - зеркальца, старуха - царицы-мачехи.)
10 этап «Сказочные объявления»
-Ребята, а сейчас вам предстоит узнать адрес героев сказок, которые предлагают свои услуги. Смотрите, не ошибитесь!
- Предлагаю свои услуги: Работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь, варить кашу, нянчить детей. Мой адрес: («Сказка о попе и работнике его Балде» Балда.)
-Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются: кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. Мой адрес: («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес: (Обращаться к царице - мачехе из «Сказки о мертвой царевне…».)
- Тем, кто не может утром проснуться по звону будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес: («Сказка о золотом петушке».)
- Тем, кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться… К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».
- Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий в «Сказке о царе Салтане" - На работу в лесопункт требуется: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес: «Сказке о попе и работнике его Балде.»
11 этап «Числа в сказках»
- А теперь, ребята, давайте вспомним об уроке математики, математика – это задачи, числа, так какие числа встречаются нам в сказках и в каких сказках?
(если ребята затрудняются назвать, то тогда учитель с помощью наводящих вопросов им помогает)
1. Сколько было богатырей в « Сказке о мёртвой царевне»? (7 богатырей) 2. Живёт он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. ( Балда)
3.Сколько девиц под окном пряли поздно вечерком? (3)
4. Сколько лет рыбачил старик ? (30лет и 3 года)
5. Какое приданное было готово для молодой царевны? (7 торговых городов,
да 140 теремов)
6.Сколько дней ждал царь Дадон вестей от своих сыновей? (8)
-Молодцы, хорошо! Продолжим…
12 этап «Да – нет»
- Царь Дадон и Шамаханская девица? (Да)
- Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
- Королевич Елисей и мертвая царевна? ( Да).
- Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
- Попадья и Золотая рыбка? (Нет)
- Царь Салтан и 33 богатыря? (Да).
- Ну, вот мы и вспомнили сказки А. Пушкина. А теперь давайте вспомним всех сказочных злодеев из этих сказок. Кто из вас назовёт назовет большее число отрицательных героев сказок.
(Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха, Коршун- чародей; Старуха, Царица-мачеха; Царь Дадон, Шамаханская царица; Черномор, Баба-яга, Кощей и т. д.)
- Вот и закончился наш последний конкурс. Молодцы, ребята!
Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы и показали свои знания
А.С. Пушкина.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! -
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Дополнительные вопросы к сказкам
1. Сколько было богатырей в « Сказке о мёртвой царевне»? ( 7 богатырей).
2. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? ( В нос)
3. На каком острове выстроил дворец Гвидон? ( На острове Буяне)
4. Царь Дадон – персонаж какой сказки? ( « Сказки о золотом петушке»)
5.Какие чудеса были за морем в « Сказке о царе Салтане…»? (Белка грызла золотые орешки, 33 богатыря, Царевна – Лебедь.)
6. Куда посадили бояре молодую царицу с сыном в «Сказке о царе Салтане...»? (В бочку)
7. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
8. В кого и в какой последовательности превратился князь Гвидон? (Комар - муха - шмель)
9. Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей)
10. Сколько раз закидывал в море невод старик в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Три раза)
11. Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз - тину, второй раз - морскую траву)
12. Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою)
13. У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей)
14. Что случилось со злой царицей в конце сказки? (Она умерла)
15. Кто нанял Балду своим работником и за какую плату? (Поп за 3 щелчка)
16. С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесенком (чертенком)).
17. Какой фразой заканчивается «Сказка о попе и о работнике его Балде»? (А Балда говорит в укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
18.Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон)
17. Кто подарил царю Золотого петушка? (Звездочет)
18. Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»? (Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок)
19. Какими слова обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка!)
20.А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Я там был; мёд, пиво пил – И усы лишь обмочил.)