Задачи: систематизировать представления детей о грибах, обсудить способ питания грибов и доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы, расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе, обсудить отличительные признаки съедобных грибов от несъедобных, обратить внимание на правила сбора грибов.
УУД:
П: Формирование умения ставить, решать задачи по раскрытию связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов. Систематизировать знания о съедобных и несъедобных грибах.
Л: уважительно относиться к мнению товарищей, развивать мышление и внимание, умение проводить самооценку успешности своей учебной деятельности.
Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "В царстве грибов"»
Внеклассное мероприятие
Тема: «В царстве грибов».
Задачи: систематизировать представления детей о грибах, обсудить способ питания грибов и доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы, расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе, обсудить отличительные признаки съедобных грибов от несъедобных, обратить внимание на правила сбора грибов.
УУД:
П: Формирование умения ставить, решать задачи по раскрытию связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов. Систематизировать знания о съедобных и несъедобных грибах.
Л: уважительно относиться к мнению товарищей, развивать мышление и внимание, умение проводить самооценку успешности своей учебной деятельности.
Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К: планировать учебное сотрудничество, задавать вопросы, обращаться за помощью, проявлять активность для решения задач.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по удивительному миру природы.
А сейчас давайте вместе определим тему нашего урока и поставим цели и задачи, которые нам надо будет решить.
Постановка задач.
Работа в парах. /конверты/
-Разделите рисунки на 2 группы.
-Расскажите, как вы разделили рисунки? /у нас получилось не 2, а 3 группы/
-Молодцы! На самом деле грибы – это особое царство природы. Это и есть тема нашего урока – В царстве грибов.
-А теперь задайте вопросы, на которые хотели бы на уроке получить ответы. /что такое грибы? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Как размножаются? Можно ли грибы вырастить дома?/
II. Презентация «На грибной полянке».
А где растут грибы? В лесу. Вот сейчас мы отправимся в путешествие в лес на грибную полянку.
-Мы с вами поработали предварительно в группах и многие из вас подготовили сообщения по теме.
-Послушаем первое сообщение. «Что такое грибы»?
1. Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – они не зеленые. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были всё-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов не мало таких веществ, которых ни в каких растения нет, зато есть в теле некоторых животных. И в XIX веке грибы выделили в особое, самостоятельное царство – царство грибов.
Знакомство со съедобными несъедобными грибами.
-Все ли грибы можно собирать в лесу? /нет/
-Назовите съедобные, несъедобные грибы?
-А надо ли охранять несъедобные грибы? Почему? /это лекарство для животных/
-Какие животные лечатся или питаются грибами?
Мыши слизни белки
Грибы
Сороки ежи лоси
3. Практическая работа «Из чего состоит гриб».
-А как выглядит гриб? На листочках нарисуйте гриб и подпишите части гриба.
-Договоритесь между собой, кто рисует гриб, кто подписывает и объясняет.
/Большинство грибов состоит из шляпки и ножки. Вместе шляпку и ножку называют плодовое тело. А в земле находятся тонкие нити грибницы. Снизу у шляпки одних грибов – слой трубочек, у других пластинки. Там созревают споры – крошечные пылинки. Они у них вместо семян.
4. Послушаем второе сообщение. «Взаимосвязь между грибами и деревьями».
Когда-то в степных зонах стали создавать лесные полосы, чтобы защитить посевы от суховеев. И обнаружилось, что деревья здесь очень плохо растут.
Чего-то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых лесов привезли землю с грибницей. Вскоре в молодых посадках тоже появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе.
Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях.
5. Правила сбора грибов. Экологические знаки.
Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох. Грибница может высохнуть и погибнуть.
Срезать грибы лучше всего ножиком.
Не надо брать старые грибы. В них может быть яд.
Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили и предприятия.
- Что обозначают данные экологические знаки?
Физкультминутка.
Экологические задачи о грибах.
Костя и Миша пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел друга с полной корзинкой мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивленно спросил Костя.
-Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
-Оцените поступок Миши.
Нашел мальчик один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Что вы можете сказать о действиях мальчика? /он погубил грибницу/
8.Собирать надо только те грибы, которые хорошо знаешь. +
9.Когда ищешь грибы, надо раскидать в стороны листву и мох. –
10.Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд. +
11.Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ездить. –
12.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком. +
-ПРОВЕРИМ ВАШИ ОТВЕТЫ.
Игра «Узнай гриб по описанию».
Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают ложные и настоящие./опята/
Этот гриб можно найти в березовой роще или под молодой березкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета и круглая шляпка бурого цвета. /подберезовик/
Это самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарфик – бантик. /бледная поганка/
У этих грибов в сырую погоду шляпки блестят, будто смазаны маслом. /маслята/
Презентация «Можно ли грибы вырастить в домашних условиях»?
-Мы с вами ответили на многие вопросы: что такое грибы, где растут, какие бывают?
-Но у нас остался еще один вопрос: Можно ли грибы вырастить дома?
-А поможет нам на него ответить Варя. Она обобщит полученные знания и ответит на интересующий нас вопрос.
Итог занятия.
-Наше занятие подошло к концу.
-Остались ли у вас вопросы?
-Поднимите руку, кто сделал для себя открытия?
-Кто узнал много полезного и интересного?
-А если вам захотелось еще что-то узнать о грибах, то я рекомендую почитать «Энциклопедию юного натуралиста», журнал «Юный натуралист», сходить в библиотеку и посмотреть в Интернете.
-На этом наше занятие окончено. Спасибо вам за вашу активную работу на уроке, за подготовленные сообщения по теме, за умение вести диалог, задавать вопросы и искать ответы на поставленные вопросы.