Заключительный урок по биологии для 6 класса "Царство Грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека".
Заключительный урок по биологии для 6 класса "Царство Грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека".
Думаю данный урок заинтересует всех учащихся, так как содержит в себе задания различного уровня сложности, поэтому принимать участие могут как сильные учащиеся, так и неподготовленные. Задания можно применять не только на уроке, но и на проведение внеклассного мероприятия : например на предметной неделе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заключительный урок по биологии для 6 класса "Царство Грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека". »
Заключительный урок по биологии для 6 класса
"Царство Грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека".
Планируемые результаты:
а) учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека;
б) систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформулированности ряда интеллектуальных умений.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, рассказ, беседа.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный контрольно-учетный урок. Проверочная работа.
Приемы деятельности учителя. Краткое повторение изученного материала, проведение самостоятельной работы, беседа об актуальных проблемах науки.
Организация деятельности учащегося. Кратко повторяют основные понятия, выполняют самостоятельную работу.
Развитие умений учащихся. Работать в заданном темпе, четко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении самостоятельной работы.
Основные понятия и термины урока. Эукариоты, гетеротрофы, сопрофиты, разрушители, потребители, симбиоз, грибы, паразиты, аллергия.
Ход урока
Сегодня у нас заключительный урок по теме “Грибы”. Я думаю, что тема эта должна была заинтересовать всех учеников. Каждый из нас любит эту “тихую” охоту как называют грибники свое любимое занятие – сбор грибов. Изучив эту тему, вы узнали много нового о грибах.
Наш урок сегодня необычный, вы сегодня будете редакторами журнала о грибах. За две недели вы получили одно домашнее задание, а затем каждый урок получали последующие. Сегодня мы все это систематизируем и у нас получится большая творческая работа. Ее можно назвать “Энциклопедией юного миколога”.
Работать вы будете в группах. Каждый ученик должен принять активное участие в работе на уроке. В каждой группе есть командир, задача, которого давать консультации, направлять деятельность всех членов группы.
Вперед, друзья! Желаю всем удачи.
Задание 1. Создайте образ царства Грибы, назовите синквейн нашего урока.
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:
1-я строка – название синквейна: Царство Грибы;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
Идеальный синквейн урока
1. Царство грибы.
2. Бесхлорофильные, споровые.
3. Накапливают, отравляют, поглощают.
4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.
5. Симбиоз.
Каждая группа учащиеся получает на парту листы с заданиями, которые они должны заполнить. Работают парами, задания распределяет командир группы, по истечении времени, с группами проводится фронтальная беседа, а страница подшивается в журнал “Энциклопедия юного миколога”.(См приложение №1)
Для проверки знания терминов по теме “Грибы” проведем экспресс опрос.
Работа с заданием “Словарь юного миколога”. (Учащимся можно раздать листы, на которых написаны определения, а они должны вписать термин)
Словарь юного миколога
1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.
2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл, плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.
3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.
4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.
5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.
6. Дрожжи – микроскопические грибы, размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.
7. Микология – наука, изучающая грибы.
8. Микориза – иначе грибокорень.
9. Мицелий – иначе грибница.
10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.
11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.
12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.
13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.
14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.
15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.
17. Спора – специализированная клетка, используется грибами для размножения.
18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей
19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.
20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.
Мы составляем журнал для будущих школьников, давайте внесем в нее странички веселые, например загадки.
(Учащиеся по очереди загадывают друг другу загадки. Учитель может предложить свои варианты загадок.)
Грибы в загадках.
Шапочка красная, 2. Под осиной мужичок,
Пуговки белые, На нем красный колпачок.
Работа напрасная: (подосиновик)
Осталось все целое –
Никто не берет! (мухомор)
3. Под березой старичок, 4. Сверху – горбато и покато,
На нем бурый колпачок. Снизу – губчато и трубчато,
(подберезовик) И все стоит на столбике.
(белый гриб)
5. Пока молода, она седа,
А постареет – вся почернеет. 6. Зашел мужик в сосняк
(мукор) Нашел слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.
7. Под тенистой липкой, (масленок)
Сел он в шапке липкой,
Сверху скользкий, будто сом; 8. Он бревном питается,
Снизу – складки колесом. За стену хватается,
(валуй) Он по стенке скачет,
Бревна ест и плачет.
9. Есть гриб почти домашний - (домовой гриб)
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду, 10. Пришли пареньки,
Хоть у стежки на ходу. Присели на пеньки;
(шампиньон) Сидят гуртом –
Не сгонишь кнутом (опята)
11. Весь грибок – с пчелиный бок,
А в нем подряд – и лекарство и яд
А растет на весу и совсем не в лесу.
(спорынья)
12 Рано - рано весной, на полянке лесной,
У канавки глинистой, сел старик морщинистый:
Греется на солнце в сереньком суконце(сморочок)
13. Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.(дрожжи)
14. Конское копыто – к дереву привито.(трутовик)
15. Росла заячья картошка
Да не взял никто в лукошко;
А теперь прорвешь бочок –
Пыхнет темный табачок.(дождевик)
16.Выросли на палочке
Кисточки - метелочки,
Кисточки зеленые – лекари хваленые. (пеницилл)
17. Есть старуха вредная,
На ней шляпка бледная
А нога в ботинке,
На чулке пестринки
Вокруг ворота – пораспорото;
Кто к ней прикоснется
Тот не проснется.(поганка)
18. Это что за дело: просо обгорело!
И в метелках сажа,
И на листьях даже(головня)
19.Из травки на опушке
Торчат свиные ушки,
А не видно свинки –
Ни боков, ни спинки.(свинушка).
Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы следуя за линией, можно было бы прочесть примету о грибах.( см. прилож. №2)
Ответ: Затянувшиеся дожди – груздей не жди!
Прежде чем перейти к проверке знаний и предложить вам тест по теме “Грибы”, предлагаю вам биологические задачи по этой теме.
Биологические задачи
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.
3. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?
4. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?
Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.
Тест по теме “Царство Грибы”
1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).
2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).
4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.
.6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).
7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).
8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным, бесполым, половым).
10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).
11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).
12. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют... (симбиоз).
13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).
14. Грибы применяют...
В конце урока я предлагаю вам рассказать кое-что интересное о грибах.(От каждой команды слово предоставляется одному ученику.)
Учащиеся сдают свои работы, учитель может им предложить самим поставить себе оценки за урок, а также оценить работы других групп – выдает лист самоконтроля.
И так далее.
На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов в изучении биологии, получении новых знаний. Спасибо за урок!