Занятие разработано для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Возраст – 8-10 лет.
При подготовке к мероприятию учитывали личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, неравномерной работоспособности.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Введение в тему.
А) Вступительное слово воспитателя.
Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Какое у вас сейчас настроение? На столах лежат кружки. Выбираем соответствующий вашему настроению круг . (на столе лежат кружки трех цветов: оранжевый –радостное, теплое, зеленый – спокойное, фиолетовый – тревожное, напряженное). Спасибо. (я вижу что преобладающее настроение теплое, хорошее, я надеюсь, что оно у вас еще улучшится.
Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. Мы будем говорить..... А вот о чём, вы узнаете, когда выполните задание.
Б) Народная мудрость в пословицах и поговорках.
- Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах.
- Поможете мне их собрать?
- Я предлагаю вам поработать в группах.
- У вас на каждой парте лежат конверты, вам из отдельных слов нужно правильно собрать пословицу, прочитать и объяснить её смысл.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Нет друга - ищи, а нашёл - береги»
«Старый друг лучше новых двух»
«У друзей секретов нет»
«Друг познаётся в беде»
«Друг лучше старый, а платье новое»
- О чём все пословицы? (ответы детей)
- Итак, тема нашего занятия «Секрет дружбы ».
2. Основная часть. Расширять знания детей о дружбе, раскрыть секрет дружбы.
А) Беседа по теме.
- Наше занятие посвящено дружбе. На занятии мы постараемся раскрыть секрет дружбы и качества настоящего друга.
-Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”? Что это такое? (ответы детей).
ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?(ответы детей)
А сейчас послушайте песенку и ответьте с чего же ещё начинается дружба? (ответы детей)
«С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с ……» ( с улыбки).
Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
- Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? А у вас есть друзья? Почему вы с ними дружите?(ответы детей).
-Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Игра «Отыщи букву и определи крупу»
(Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу» - в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, овсяные хлопья) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать).
Б) Чтение и обсуждение стихотворений.
- Можно ли дружить с героями этих стихотворений? (ответы детей).
«Сонечка»
Тронь её нечаянно - сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул.
Ой, я укололась,- слышен Сонин голос
Мне попало что - то в глаз,
Я пожалуюсь на вас.
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счёт
Сосчитаем жалобы – сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
(обсуждение)
«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящее дано
Даже не имя, а прозвище Жадина.
Жадину я ни о чём не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.
(обсуждение)
- Так каким же должен быть настоящий друг?(ответы)
«Гимнастика мозга» - кинезиологические упражнения (помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения) :
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
В) Игра «Качества настоящего друга»
- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
- Сейчас мы с вами поиграем.
- Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то молчите.
1). Честность
*враньё
2). Доброта
3). Верность
*грубость
4). Взаимовыручка
*предательство
*драчливость
5). Справедливость
*задиристость
6). Ответственность
7). Сострадание
- Вы, ребята, правильно выбрали качества настоящего друга.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг.(ответы детей).
- А теперь прочитаем их ещё раз.
КАЧЕСТВА НАСТОЯЩЕГО ДРУГА
Г). Практическое задание.
Детям предлагается обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, прикрепить на доску.
Отрывок из песни «Настоящий друг»
Сл. .М. Пляцковского, муз. Б. Савельева
- Хорошо, когда рядом есть надёжный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.
Кот Леопольд прислал нам законы дружбы. В них и скрывается секрет дружбы.
- Давайте прочитаем, а вы мне скажете, согласны с ними или нет.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
ПОМОГАЙ ДРУГУ В БЕДЕ.
УМЕЙ С ДРУГОМ РАЗДЕЛИТЬ РАДОСТЬ.
НЕ СПОРЬ С ДРУГОМ ПО ПУСТЯКАМ И НЕ ССОРЬСЯ.
ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО - ТО ПЛОХОЕ.
НЕ ЯБЕДНИЧАЙ, ЛУЧШЕ САМ ПОПРАВЬ.
ПОМОГИ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.
НЕ ОБМАНЫВАЙ ДРУГА.
В РАЗГОВОРЕ, В ИГРЕ НЕ БУДЬ ГРУБЫМ, НЕ КРИЧИ.
НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ЕСЛИ ОБИДЕЛ ДРУГА.
-Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друзей.
3. Итог занятия .
- Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы поместим в нашем классном уголке.
Итог: существует много законов о дружбе, но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
- Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте, жить дружно!»