Внеклассное мероприятие «Путешествие в Страну Порядка»
Внеклассное мероприятие «Путешествие в Страну Порядка»
Цели:
1. Обучающая: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.
2. Развивающая: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
3. Воспитательная: развитие нравственного, правового воспитания; воспитание ответственности школьников за правонарушения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Путешествие в Страну Порядка»»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Путешествие в Страну Порядка»
Цели:
1. Обучающая: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.
2. Развивающая: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
3. Воспитательная: развитие нравственного, правового воспитания; воспитание ответственности школьников за правонарушения
Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал (лучи солнца для проведения рефлексии), нормативно-правовая документация, проектор, мультимедийная презентация.
План мероприятия:
І. Организация начала мероприятия
А) Стихотворение
II. Сообщение темы и целей мероприятия
А) Кроссворд
III. Основная часть
1. Станция «Страна правовых знаний»
А) Толкование слов из энциклопедии
Б) Викторина «Какие права литературных героев нарушены»
2. Станция «Азбука дорожных знаков»
А) Игра «Назови дорожный знак»
Б) Игра на внимание
3. Станция «Поступок или проступок »
А) Анализ ситуаций
Б) Стихотворение
4. Станция «Азбука пожарной безопасности»
А) Игра «Доскажи словечко»
Б) Стихотворение
5. Станция «Я имею право на…»
А) Просмотр мультфильма
IV. Рефлексия
А) «Солнышко»
V. Итог занятия
Ход мероприятия:
I. Организация начала мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие уважаемые гости и ребята. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу. СЛАЙД 1
Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.
а) Стихотворение
-Чтобы у вас было хорошее настроение предлагаю послушать стихотворение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Но приятны ли хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И в ответ улыбку зажечь.
II. Сообщение темы и целей мероприятия
Учитель: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд.
а) Кроссворд
1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена)
2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок) 3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово)
5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба)
Учитель: Какое слово мы получили по вертикали, прочитаем его вслух.
Дети читают: Права.
III. Основная часть
1. Станция «Страна правовых знаний» СЛАЙД 2
Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну Порядка. Первая остановка «Страна Правовых знаний».
Учитель: Здравствуй, Незнайка. В первую очередь нужно поздороваться с гостями и ребятами, а потом уже задавать вопросы.
Незнайка: Ну, здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Так каких знаний, правовых? Там что, ходят только направо?
Учитель: Какой же ты глупый, Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О какой ценности, о каких правах?
Учитель: Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?
Дети: Водительские права, права потребителя, права человека.
Учитель: А ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе путешествия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
-Вот послушайте небольшую историю.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?
Дети: Жители стали жить по законам.
Учитель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Учитель: Незнайка, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
Незнайка: Ну, я … это?
Учитель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. И сейчас ребята расскажут, что такое закон.
(Выступают заранее подготовленные дети)
А) Толкование слов из энциклопедии
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
Учитель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
- Незнайка, а есть ли какие-нибудь права у детей?
(Пожимает плечами)
- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.
Незнайка: А я уже все узнал!
Учитель: Ну тогда давай проверим, много ли ты знаешь? Внимание на доску. (картинки на тему «Права детей»). Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках? (рисунки на доске)
Незнайка: Да это легко! Вот это… ну, это я не знаю. Но вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это… ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это…
Учитель: Ну, хватит! В Стране Порядка все дети знают свои права. (Обращается к ребятам). Что, ребята, поможем Незнайке. (Дети называют свои права)
Учитель: Молодцы!
Основные права ребёнка
Учитель: Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
-Посмотрим же еще раз, какие основные права имеют дети.
Основные права детей СЛАЙД 3
1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право на личную жизнь.
5. Право свободно выражать своё мнение.
6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
- Итак, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Предлагаю вам викторину.
Б) Викторина «Какие права литературных героев нарушены»
- Будьте внимательны, я читаю вопрос, вам даны три варианта ответов, вам нужно выбрать один верный.
- В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища? СЛАЙД 4
(Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).
- У какой героини нарушено право на отдых и досуг? СЛАЙД 5
(Варианты: Настенька из сказки «Морозко»; Дюймовочка; Золушка).
- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком? СЛАЙД 6
(Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).
-Молодцы!
Незнайка:
- Хотя пока еще вы дети, но знать права свои должны.
Узнал я много здесь, поверьте! И эти знания важны!
-Спасибо вам. До свидания!
2. Станция «Азбука дорожных знаков»
Учитель: Незнайка с нами прощается, а мы с вами продолжаем путешествие и отправляемся на станцию «Азбука дорожных знаков». СЛАЙД 7
Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но, одновременно с этим, он охраняет людей от страшных несчастий, оберегает их жизнь, потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Поэтому, только знание и соблюдение правил дорожного движения позволяет вам правильно вести себя на улице.
А) Игра «Назови дорожный знак»
Вот стоит дорожный знак,
Кажется совсем пустяк.
Ты прочти его, дружок,
Кому - то он уже помог!
Что за знак такой висит?
Стоп машинам он велит:
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно - белым. СЛАЙД 8
а) Пешеходный переход
б) Подземный пешеходный переход
в) Пешеходная дорожка
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион. СЛАЙД 9
а) Дорожные работы
б) Въезд запрещён
в) Движение без остановки запрещено
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки:
Только здесь не тротуар -
Дело всё в дорожном знаке. СЛАЙД 10
а) Главная дорога
б) Пешеходная дорожка
в) Пешеходный переход
Человек, идущий в чёрном,
Красной чёрточкой зачёркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено! СЛАЙД 11
а) Движение пешеходов запрещено
б) Движение запрещено
в) Движение без остановки запрещено
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти. Какой? СЛАЙД 12
а) Пункт первой медицинской помощи
б) Место остановки автобуса
в) Место остановки трамвая
Б) Игра на внимание
ФИЗМИНУТКА
А теперь проверим, все ли внимательны:
Внимание! Глядит в упор
На вас трехглазый светофор.
Зеленый, желтый, красный глаз –
Он каждому дает указ!
На красный свет похлопали,
Желтый – поморгали,
А на зеленый – тихо на месте пошагали.
-Итак, начнем.
-Путешествие по этой станции подходит к концу. Предлагаю послушать стихотворение.
Есть дорожный алфавит СЛАЙД 13
ПДД оно звучит.
Выучи их поскорей,
И на улицу смелей!
Правила надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить
3. Станция «Поступок или проступок» СЛАЙД 14
-Путешествуя по этой станции мы постараемся разобраться с такими понятиями как, шалость, озорство, правонарушение, хулиганство.
- Все дети любят веселье, проделки, шутки, подвижные игры. Во время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Однако, взрослые иногда детей останавливают и требуют: «Не баловаться!», «Не шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают?
- Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку.
Так вот сейчас мы и узнаем что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство, в чем отличие шалости от озорства.
-Ребята, кто из вас знает, что такое шалость? (ответы детей)
Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка.
- А кто знает, что такое озорство? (ответы детей)
Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.
- А что такое хулиганство? (ответы детей)
Хулиганство – недостойное, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы.
- Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят?
А) Анализ ситуаций
Я предлагаю вам послушать несколько примеров:
- В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок - это … (шалость)
Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство граничащее с хулиганством).
- Сейчас послушайте еще несколько примеров и разберитесь, где говорится о шалости, где об озорстве, а где о хулиганстве.
1. Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это … (ответы детей) (шутка или шалость)
2 . Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем не найдя шапки, вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел. Это… (ответы детей) (озорство)
3. Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это …(ответы детей) (хулиганство)
- Ребята, какой же вывод можно сделать из этих примеров? …
+ Надо обдумывать свои поступки, иначе это может плохо кончится и дети попадут на учет по делам несовершеннолетних.
- Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства?...
+ Шалость – это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство.
- Дети, а теперь рассмотрим что такое правонарушение? (ответы детей)
Правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения.
- Вот послушайте пример:
4. Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное здание сгорело до тла. Материальный ущерб был очень большой.
- Как вы назовете поступок ребят? Почему? … (ответы детей)
(Вот это и есть правонарушение).
- Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь о их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей.
Так же драки, которые дети совершают ежедневно можно отнести к хулиганству.
- Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?... (ответы детей)
+ Надо чаще задумываться над своими поступками и оценивать их.
- А вот послушайте стихотворение и скажите, что еще надо сделать, если вы например, нечаянно совершили плохой поступок.
Б) Стихотворение
Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся; Взглянул им в глаза, И робко и тихо «Простите» — сказал. И мама молчит, улыбается даже. — Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!» Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово!
-Что надо сделать? Кто внимательно слушал?
4. Станция «Азбука пожарной безопасности» СЛАЙД 15
Учитель: Мы продолжаем своё путешествие и следующая остановка на станции «Азбука пожарной безопасности»
- И сразу хочу начать с игры.
А) Игра «Доскажи словечко»
Где с огнем беспечны люди,
Там возникнет дым и жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, немыслимый…? (Пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в ... ? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ... ? (Утюг).
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ... ? (Играл).
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ... ? (Газом).
Столб огня чердак объял.
Кто там спички ... ? (Зажигал).
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег ... ? (Костер).
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег ... ? (Траву).
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые... ? (Предметы).
Дым увидел - не зевай.
И пожарных .... (Вызывай!)
Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем ...? (Опасно).
Помни, каждый гражданин,
Пожарный номер ...? («01»)
-А каковы должны быть ваши действия при пожаре? СЛАЙД 16
-Дети, а что нужно сообщить по телефону, если у вас случился пожар?
-Нужно сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.
Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.
-Вот послушайте стихотворение и в конце добавьте недостающую фразу.
Б) Стихотворение
Огонь – партнер серьезный,
Небрежность не простит!
И если не научитесь
Огнем повелевать,
то нам придется снова
вам телефон сказать.
Помни каждый гражданин
Пожарный номер 01!
5. Станция «Я имею право на…» СЛАЙД 17
А) Просмотр мультфильма
- Сейчас я предлагаю вам просмотреть мультфильмы о правах детей. Еще раз их вспомнить и назвать.
Просмотр мультфильма о правах ребенка
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Подведём итог работы нашего занятия. На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе, на улице, в быту». Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем. СЛАЙД 18