 
 
 
 
     
  (внеклассное мероприятие)
  
 
 
    
  
 
 
    
  
 
 
  Подготовила и провела  
  Колесниченко Н.В.
  2019г.
  
 
 
  Цель:  
    формирование у учащихся представлений о доброте, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.  
 
 Задачи мероприятия,
  направленные на достижение личностных результатов обучения:
    воспитывать в детях чувство доброты,
   развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
 
 Задачи мероприятия,
  направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
    развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас,
   развитие умения работать с информацией, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения;
   развивать коммуникативные качества и навыки сотрудничества в парной работе.
 
 Задачи мероприятия,  
  направленные на достижение предметных результатов обучения:
    раскрыть сущность понятия «доброта»;
   воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
 
 
 
 
  
 
 
  Ожидаемый результат:
    понимание значения доброты, доброго поведения человека,  
   осознание учащимися связи доброты и доброго поступка,  
   выражение своего понимания к прочитанному и услышанному на занятии.
 
 
 
 
  
 
 
  
 
 
  Оборудование:  
    толковый словарь С.Ожегова,  
    Библия,  
   тексты пословиц на карточках,  
   таблички с надписями: зависть, грубость, предательство, война, ложь, обман;
   чистые листочки;
   детали фигур для аппликации; чистый ватман;
   чашечные весы,
   презентация,  
   мультфильм про кота Леопольда (фрагмент исполнения песни)  
 
 
 
 
  
 
 
    
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
   Ход мероприятия.
    Организационный момент.  
 
 - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие. И начнем мы его со знакомого вам мультфильма (звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты») - слушаем песню и просматриваем фрагмент мультфильма. - Ребята, о каком человеке поет Леопольд? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на мероприятии? ( Да, о доброте и добрых делах.) - А что такое доброта для вас? (Выслушиваются ответы детей.) - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы сегодня и поговорим о доброте.  
    Объявление темы классного часа (слайд 2).
 
 3. Работа по теме классного часа.   
  - Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю Сергея Ожегова:  
    Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (слайд 3).
 
 - Он отметил качества, определяющие доброту: добродушный, добродетельный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.
  - Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А. Чепурнов (читает подготовленный ученик).
  Давайте поклоняться доброте!  
  Д авайте с думой жить о доброте :
 авайте с думой жить о доброте :   
  Вся в голубой и звездной красоте,
  Земля добра. Она дарит нас хлебом,
  Живой водой и деревом в цвету.
  Под этим вечно неспокойным небом
  Давайте воевать за доброту.  
  - Ребята, а какого же человека можно называть добрым? (Ответы детей: того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).
  – А как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек? (Ответы детей)
    Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.
 
 - Ребята, в какой книге написаны все эти слова? (в Библии, показ книги.)
  - А что такое Библия? (Библия – это книга, содержащая мифы христианской религии).
  - В библии написаны так же и притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу (учитель рассказывает притчу).  
   - Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? - Доброта – это самое нравственное качество русского народа.  
  - Ёщё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание.
    «Восстановите пословицы» (работа в парах на карточках) (слайд 5, 6)
 
 1) Жизнь дана на ………………. дела.
  2) Мир не без …………… людей.
  3) ……….. слово и железные ворота открывает.
  4) ……… слово человеку, что дождь в засуху.
  - От какого слова произошли все эти слова? (от слова доброта)  
  - Какая пословица подходит к этой притче. (Ответы детей - первая)
  - Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только ваши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.
  - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом сказочный сундук. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь (слайды с 7 по 17).
    –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
   - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)
   –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
   - Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. ( Дюймовочка)
   - Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)  
   - Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)  
   - Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)  
   - Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева)  
   - Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)  
   Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Татошка )  
 
 - Чем же отличаются эти добрые сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея Бессмертного? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
  - А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)   
  Физкультминутка - игра «Сказочный герой – добрый и злой»  
  (учитель называет героя, а ученики выполняют движения - добрый герой – хлопают в ладоши, злой герой – приседают на корточки, руки на пояс).
  (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло, Кот в сапогах, Царь Салтан, Змей Горыныч, царевна Лебедь, ….)
  - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать это весы? (Учитель показывает самодельные чашечные весы.) На одну чашу мы положим «Зло» (таблички с надписями: зависть, грубость, предательство, война, ложь, обман, ….)
  - А что нужно сделать, чтобы победить зло? (Ответы учащихся)
  - Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельки положим их на чашу весов с добром.
  ( Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу «капельку» добра).
 Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу «капельку» добра).
  - Вот видите, ребята, как можно победить зло.  
  - Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.
  Творческое задание «Доброе дело»
  (Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, бабочки, цветы, речка и т.д. )  
  - Каждый должен рассказать о доброте того, что ему досталось на карточке, не называя его. А вы должны угадать, о ком рассказывают ваши друзья и потом прикрепить к ватману на доске. (Выполняют работу)
 - Как можно назвать эту картину? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Ответы детей). (Добрая земля!) 
 Ведь делать добро – это здорово! - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы детей)
  Беседа о вежливых словах.
  - Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.  
  - А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
  - Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
  Придумано кем-то просто и мудро -
  При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
  Зазеленеет старый пень,
  Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
  Мальчик вежливый и развитый,
  Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
  Растает ледяная глыба
  От слова доброго ... (“Спасибо!”)  
  Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
  И в России, и в Германии говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
  Всем вам с большой любовью
  Желаю… (Крепкого здоровья.)
  - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)  
  - Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
  Слова чудеснейшие эти
  Услышать каждый очень рад;  
  Добреют взрослые и дети
  И улыбнуться всем спешат (слайд 18)
  -  Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
  - Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят « Доброе слово и кошке приятно». Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.  
  4. Подведение итогов.
  - Наше занятие подходит к концу.  
  - Давайте скажем, о чём мы говорили сегодня?
  - Что вам понравилось и запомнилось?
  - Пригодиться ли это вам в жизни? (Ответы детей)
  4. Итоговая рефлексия.
  - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, вежливыми, смелыми и трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Спешите делать добро! Делитесь своей добротой с другими! (слайд 19) Сегодня я всех благодарю за доверительный разговор, умные мысли, за творческое отношение к работе (слайд 20).