Воспитательная: воспитывать интерес к развлекательно-познавательным мероприятиям; воспитание нравственных качеств (настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма).
Место проведения: актовый зал
План мероприятия:
- Вступительная часть
- 1 СТАНЦИЯ: «Разминка»;
- 2 СТАНЦИЯ: «Математическая»;
- 3 СТАНЦИЯ: «Развитие речи»;
- 4 СТАНЦИЯ: «Сказочная»;
- 5 СТАНЦИЯ «Безопасность»;
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня Мы проводим Интеллектуальную олимпиаду. Олимпиада - это соревнование не только самых спортивных, но и самых умных! Они проводятся уже много лет. Сегодня в нашей олимпиаде участвуют две команды:
1. Команда "Умники":
Мы умные детишки, детишки – шалунишки
Любим ум мы упражнять и, конечно, побеждать!
2. Команда "Умницы".
Мы команда "Умницы" всегда идем вперед,
И скажем без утайки победа лишь нас ждет!
Ведущий:
В знания откроем двери,
Ваши силы мы проверим
И для взрослых и детей
Полон мир всегда идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
(Дети встают)
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными быть.
Дети: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
Дети: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
Дети: Клянемся!
Все смело преодолевать.
Дети: Клянемся!
Ведущий: Начинаем наш конкурс.
1 СТАНЦИЯ: «Разминка» - каждой команде будет заданы вопросы, один правильный ответ - один балл. На 15 вопросов дается одна минута, игроки должны отвечать быстро и правильно пока тикают часы.
Вопросы для команды "Умники":
1. Как называется зимняя квартира медведя? (берлога)
2. Сколько дней в недели? (7)
3. Курица в детстве? (цыпленок)
4. Вредная старуха из русских народных сказок? (Баба - Яга)
5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
6. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
7. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
8. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
9. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
10. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
11. Первый месяц года? (январь)
12. Как звали маленького деревянного человека, который очень не хотел учиться и даже продал свою "Азбуку" за несколько золотых? (Буратино)
13. Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)
14. Кто быстрее плавает: цыпленок или утенок?
15. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (кормушка)
Вопросы для команды "Умницы":
1. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
2. Колобок, обросший иглами? (еж)
3. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
5. Кто всю зиму спит? (Медведь)
6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
7. Зимой и летом одним цветом? (елка)
8. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
9. В какое время года появляются подснежники? (весной)
10. Что значит "прикусить язык"? (замолчать)
11. Какой первый день недели? (понедельник)
12. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
13. Пальто, платье, свитер это... (одежда)
14. Какое дерево боится ветра и всегда дрожит? (Осина)
15. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
2 СТАНЦИЯ: «Математическая». Она состоит из 4 этапов.
Первый этап: "Задачи на удачу" (с молоточками). (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
1. На веревке завязали шесть узлов, - на сколько частей эти узлы разделили веревку? ( 7 )
2. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось 10 лап. Сколько кур и сколько собак во дворе? (2 собаки и 1 курица, или 1 собака и 3 курицы)
3. Курица весит на одной ноге 2 кг. Сколько будет весить курица на 2-х ногах? ( столько же).
4. Шла бабка в Москву, навстречу ей 3 старика, а у стариков по мешку, а в каждом мешке по коту, сколько всего шло в Москву? (одна бабка, все остальные шли в обратную сторону).
5. У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)
6. Три яблока из сада ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. (2)
7. Четыре спелых ягодки
На веточке качались.
Две снять успел в корзинку я.
А сколько же осталось? (2)
8. На полянке у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать
Помоги их сосчитать (4 ) .
9. Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)
10. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (4)
Второй этап: "Соседи числа". (Раздать командам карточки). На выполнение задания дается одна минута (часы), если команды выполнят его раньше, то можно остановить время, ударив молоточком по столу.
(Оценка – 1 балл за правильный ответ).
1). – 5 –;
2). – 2 –;
Третий этап: "Подбери пару" (варежки). (Раздать командам варежки с примером, ответы разложить на столе). На выполнение задания дается одна минута (часы), если команды выполнят его раньше, то можно остановить время, ударив молоточком по столу.
(Оценка – 1 балл за правильный ответ).
Ведущий: Ребята, на одной варежке написан пример, решив его, по ответу вы найдёте вторую варежку (контроль - цвет).
Четвертый этап: "Загадки ребяткам" (болельщикам).
1. Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
2. “Две в руках, две в ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа (лыжи)
3. “Пять ступенек – лесенка
На ступеньках – песенка (ноты) .
4. Какие цифры могут сказать про себя: “Повернёшь меня вверх или вниз головой и стану цифрой я другой” (6 и 9) .
5. У меня в саду есть тучка,
Тучка - понарошку.
Я возьму ее за ручку,
И полью картошку. (Лейка).
3 СТАНЦИЯ: "Развитие речи". Она состоит из 4 этапов.
Первый этап: “Доскажи словечко” (с молоточками). Подсказка: задания будут про явления природы. (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
1. Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт (солнце).
2. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит – бежит – не выбежит (река).
3. Летит – рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его (ветер).
4. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга (радуга).
5. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь).
Второй этап: "Скажи наоборот". На выполнение задания дается одна минута, игроки должны отвечать быстро и правильно пока тикают часы.
(Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
Ведущий: Я буду говорить слово, а вы должны назвать противоположное, например: Больше – (меньше).
Для команды "Умники":
Выше – (ниже); Старше – (младше); Глубже – (мельче); Добро – (зло); Раньше – (позже); Чисто – (грязно); Много – (мало); Ясно – (пасмурно); Умный – (глупый); Толстый - (тонкий).
Для команды "Умницы":
Шире – (уже); Плохо – (хорошо); Сладко – (горько); Холодно – (тепло); Тихо – (громко); Весело – (грустно); Мягко – (твердо); Ярко – (темно); Быстро – (медленно); Сильный – (слабый).
Третий этап: “Слоговой аукцион”.
Команды по очереди придумывают слова, которые начинаются на слог "МА", например "МА - МА". Побеждает команда, которая назовет больше слов.
Четвертый этап: "Доскажи фразу" (болельщикам).
1. Сова летает, а лягушка? (скачет)
2. Корова жуёт сено, а лиса? (мышей)
3. Олень бежит, а змея? (ползет)
4. Конь ржёт, а корова? (мычит)
5. Собака лает, а кошка? (мяукает)
6. Петух кукарекает, а свинья? (хрюкает)
7. Машина едет, а самолет? (летит)
8. Продавец продает, а покупатель? (покупает)
9. Учитель учит, а повар? (варит)
10. Лыжник едет на лыжах, а фигурист? (на коньках).
4 СТАНЦИЯ: «Сказочная». Она состоит из 5 этапов.
Первый этап: "Вспомним сказки" (с молоточками). (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!
1. А дорога далека, и корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
2. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению)
3. Ах ты, Петя – простота, сплоховал немножко
Не послушался кота, выглянул в окошко (Кот, петух, лиса)
4. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка (Снегурочка)
5. Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
6. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов (Теремок)
7. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Три стола там и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадали, без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя)
8. Бабусю знает целый свет ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках, дом её на курьих ножках. (Баба Яга)
10. Отворили дверь козлята, и... пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
Второй этап: "Путешествие по сказкам" (конкурс капитанов). На 5 вопросов дается одна минута, игроки должны отвечать быстро и правильно пока тикают часы. (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
Вопросы для капитана команды «Умники»:
1. Назовите летательный аппарат Бабы Яги
Вертолет;
Зонтик;
Пылесос;
Ступа.
2. Что принадлежит фее?
Посох;
Волшебная палочка;
Помело;
Шапка-невидимка.
3. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?
Колобок;
Кашу;
Пирожок;
Машу.
4. Кого наградил подарками Дед Мороз из сказки Морозко?
Ленивицу;
Мачеху;
Рукодельницу;
Собачку Жучку.
5. Кто выгнал лису из Заюшкиной избушки?
Петух;
Заяц;
Собаки;
Иван – царевич.
6. Куда упала стрела Ивана – Царевича?
На купеческий двор;
На базар;
На боярский двор;
На болото.
Вопросы для капитана команды «Умницы»:
1. Что хранилось в сундуке Кощея?
Драгоценные камни;
Смерть;
Деньги;
Лекарства.
2. Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?
Козьи;
Слоновьи;
Курьи;
В сапогах.
3. В кого превратился Иванушка, попив воды из копытца?
Теленочка;
Красну девицу;
Козленочка;
Чудо – Юдо.
4. Кого Колобок встретил первым, когда укатился от бабушки и дедушки?
Волка;
Лису;
Зайца;
Медведя.
5. Кого поймал Емеля?
Карася;
Рака;
Щуку;
Кита.
6. Кому залезала в ухо девочка из сказки Хаврошечка?
Коту;
Сестрам;
Корове;
Бабе – Яге.
Третий этап: "Придумай рифму к словам" (по очереди). (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
Четвертый этап: Игра: «Починим платок». На выполнение задания дается одна минута (часы), если команды выполнят его раньше, то можно остановить время, ударив молоточком по столу. (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
Жила-была лисичка, у которой было два красивых платка. Однажды лисичка ушла в лес погулять, а мышки в это время прогрызли в платках дыры. Помогите лисичке починить платок.
5 СТАНЦИЯ "Безопасность". Она состоит из 2 этапов.
Первый этап: "Один дома" (с молоточками). (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
1. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой).
2. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять).
3. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается (огонь).
Второй этап: "Правила на улице" (с молоточками). (Оценка – 1 балл за 1 правильный ответ).
1. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком)
2. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
3. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)
4. Где должны ездить автомобили? (дорога, проезжая часть)
5. Что означает зеленый сигнал светофора? (можно идти)
6. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину)
7. Как правильно переходить дорогу? (1 – приготовиться, 2 – посмотреть налево, 3 – посмотреть направо, вновь налево и если нет машин начинать переходить дорогу. Посмотреть налево, дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше).
8. Где можно играть детям? (во дворе, на площадке)
9. Чего стоит опасаться на улице, когда гуляешь один? (Машин, незнакомых людей)
10. Что означает Красный сигнал светофора? (Стой)
Заключительный этап:
Ведущий: Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Хоть каждый из вас сделал всё, что мог,
Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.
Спасибо за работу, вы хорошо отвечали на вопросы.
А сейчас мы узнаем, кто же победил.
( Награждение победителей.)
Список литературы
Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Про все на свете» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igrovaja-programa-dlja-mladshih-shkolnikov-3-4-klasa (15.06.2020)
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-umniki-i-umnici-572610.html (17.06.2020)
Конкурсно - игровая программа для начальной школы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/10/27/intellektualnaya-igra (16.06.2020)
Конкурсно-игровая программа для младших школьников «Марафон сказок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://урок.рф/library/marafon_skazok_konkursnoigrovaya_programma__dlya_mla_184813 (17.06.2020)
Сценарий игровой программы «Остров сокровищ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov/igrovaja-programa-dlja-nachalnoi-shkoly (17.06.2020)