Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Масленица"»
Внеклассное мероприятие
Тема «Масленица»
Цель:
познакомить учащихся с основными традициями празднования Масленицы.
Задачи.
Создать условия для:
- расширения знаний учащихся об окружающем мире;
- развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран;
- воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.
Оборудование: рисунки детей, картины весны, заготовки стихов, инструменты для шумового оркестра, свистульки.
Предварительная подготовка: класс делится на 4 группы и каждая получает домашнее задание.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Ведущий 1
- Ребята, а вы любите загадки?
Отгадайте мои:
1. И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки-… (блины)!
2. Его любят все на свете, Любят взрослые и дети, Хоть с начинкою, хоть без, Каждый хочет его съесть, Круглый он хрустящий, От маслица блестящий. (Блин)
3. Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный! Только мама испечет, А он прыг и прямо в рот! (Блин)
Ведущий 2
- Молодцы! Все загадки отгадали!
-А в какой праздник пекут много-много блинов?
( ответы детей)
- Конечно же, на масленой неделе.
Музыкальная заставка
(доска открывается)
Дети читают стихи
1. Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
2.Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти! Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони
3.Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придёт!
Ведущий 1
- Что вы знаете об этом празднике?
(Ответы детей)
Дети читают
1. Все вокруг блины пекут, Кушать вдоволь нам дают, Чучело зимы сжигаем, А весну к нам зазываем. 2. Этот праздник — объеденье! Напечем блины с утра. К ним – сметана и варенье.
И, конечно же, икра!
3. Были коники лихие, А блиночки золотые, Подскажите, честный люд, Кого в гости к нам везут? Хором: Масленицу.
2. Работа по теме занятия.
1 БЛОК « А почему же Масленица?»
Ведущий 2. - А почему же Масленица так называется?
- Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
- Нам расскажут об этом ребята из первой группы.
1 группа- ребята коротко рассказывают легенды.
Песня «Разрумяными блинами»
2 БЛОК «Календарь Масленицы»
Ведущий 1.
- У русского народа есть своя музыка, песни, праздники, обычаи.
А у Масленицы был свой календарь. Об этом расскажут ребята второй группы.
2 группазнакомит с календарем Масленицы и традициями каждого дня.
Ведущий 1.
- Спасибо, ребята, молодцы! А теперь давайте, и мы споем частушки.
• Ветер дует, ветер дует, Ветерочка не унять. Лапти новые надену, Побегу весну встречать!
• Хватит реки льдом ковать, Лес морозить, птиц пугать! Приходи, Весна, скорей – Зажурчит опять ручей.
• Скоро, скоро снег растает, Вся земля согреется. Убирайся, Вьюга злая.
Да Пурга с Метелицей!
• Ух, ты злющая Зима, Уходить тебе пора, Налетим со всех сторон, И тебя прогоним вон!
3 БЛОК«Русские народные игры на Масленицу»
Ведущий 2.
- На Масленицу и взрослые, и дети устраивали разные игры. Я прошу ребят из третьей группы познакомить нас с правилами некоторых русских народных игр.
3 группа- знакомит с правилами русских народных игр:
игра "Горелки (Гори, гори ясно)", игра «Петушки» и др.
Ведущий 1.
- Спасибо , ребята! Скажите,где вам может пригодиться знание правил этих игр?
( ответы детей, подвести к тому, что они могут научить других ребят этим играм на школьном празднике «Масленица»)
Ведущий 1
– А теперь вновь звучит веселая песня.
Песня «Ой, блины, блины, блины»
4 БЛОК«Заклички и кричалки на Масленицу»
Ведущий 2.
-Какие еще были традиции на Масленицу, расскажут ребята из 4 группы.
4 группа- объясняет назначение закличик и кричалок , читает несколько их них.
- Масленица - веселый, шумный праздник, на котором, для поднятия настроения и праздничной атмосферы звучали заклички и кричалки. Послушайте.
1.В небе солнышко встает
в хоровод нас всех зовет! Веселиться, петь, плясать,
весну красную встречать!
2.К нам Масленица пришла,
и веселье принесла! С праздником всех поздравляем,
счастья, радости желаем!
3. Эй, веселей! Собирайся народ!
Нынче масленица в гости идёт!
К нам скорее вы спешите
И друзей с собой зовите!
4. Добрый день!
Всем добрым людям!
Пусть весёлым праздник будет!
Всех друзей и всех гостей
Приглашаем поскорей!
5. Вы в других местах бывали?
Столько вы блинов видали?
Гречневые, медовые!
В каждой кучке новые!
6. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
Хором: Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный блинчик!
Песня «Весну звали»Слова:Осошник Н , Музыка:Осошник
Стихи про масленицу читают дети
1.Дни последние зима Доживает не одна: Мы её все провожаем, Отдохнуть годок желаем! И теперь мы ждём весны – Уж следы её видны! Пусть согреет нас с тобою. С Масленицей! И с Весною!
2.Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает.
3.Я хочу вам пожелать В масленицу эту Ярко жить да поживать, Лучше всех на свете. И везенья вам сейчас Искренне желаю, Чтобы каждый день и час Жить не унывая!
4.Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.
5 БЛОК «Прощеное воскресенье»
Прощеное воскресенье
Ведущий 1
– У костра на Масленицу собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен.
Ведущий 2
- С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Ведущий 1
– Кидали в костер блины – “Гори, блины, гори, Масленица!”;
парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.
НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
- Так говорили в народе.
Ведущий 2
- В Прощеное воскресенье люди просили прощения. Встретившись, приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй».
Ведущий 1.
- Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались
Ведущий 2.
- Ну что ж, ребята, коль пришла пора провожать зиму,
значит надо Масленицу сжечь. Но сжигать мы ее будем на нашем общем празднике в школе.
3. Рефлексия.
- А теперь я хочу подвести итог нашего занятия.
У каждого из вас есть блинчики: белого, желтого и зеленого цвета.
Я вас прошу оценить себя.
Поднять блинчик белого цвета, если вы ничего нового и интересного не узнали сегодня на занятии ;
желтый – если вам было интересно, и вы наполнили себя знаниями и готовы рассказать другим, то, что узнали сегодня;
зеленый, если эта тема вам так понравилась, что вы продолжите самостоятельный поиск информации и будете расширять свои знания.