Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День птиц "»
ДЕНЬ ПТИЦ.
Цели: научить детей бережно относится к птицам, природе, дать детям больше знаний о птицах, расширять кругозор и прививать интерес к изучению природы.
Учитель:
- Ребята, многие из вас знают , что 1 апреля все отмечают день юмора и смеха. Но вот уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля- Международный День птиц. Началом этого праздника считают год подписания Международной конвенции об охране птиц, подписанной в 1906 году. В России этот праздник появился в 1926 году. И сегодня мы собрались , чтобы отметить праздник «День птиц». Готовясь к этому празднику, мы уже проводили конкурсы на лучший птичий домик, рисунки о птицах, рассказ « Как я помогаю птицам», составление кроссворда «Птицы» , проводили беседу о жизни птиц , знакомились с их голосами.
- Международному дню птиц и посвящена наша игра. Сегодня мы выясним, что вы знаете о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.
- Для этого перед игрой класс разделился на две команды. Каждая команда получила предварительное задание : придумать название для своей команды, девиз и эмблему.
(Представление команд, защита названий, девиза, эмблемы)
1 конкурс «ВИКТОРИНА»
- Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос , если на затрудняется ответить, то право ответа переходит другой команде.
- Какие птицы прилетают к нам первыми? ( ГРАЧИ )
- Какие птицы выводят птиц зимой? ( КЛЕСТЫ )
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( ТЕТЕРЕВ, РЯБЧИК )
- Какая птица наших лесов самая маленькая? ( КОРОЛЕК )
- Какая птица к зиме белеет? ( КУРОПАТКА )
- Какая птица самая большая в мире? ( АФР. СТРАУС )
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает яиц? ( КУКУШКА )
- Какая птица живет у нас только зимой? (СНЕГИРЬ)
2 конкурс «ЗАГАДКИ»
- Каждой команде будут задаваться загадки.
Как сажа черна
Как сметана бела
Люблю всему лесу
Рассказать где была (сорока)
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длиннохвостый
Он летает на охоту
За лягушками в болото (аист)
Всю ночь летает
Мышей добывает
А станет светло
Спать летит в дупло (сова)
Я весь день ловлю жучков
Ем букашек, червячков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей)
Дом построен над водой
На тростинке молодой
Тростинка чуть сгибается
Как люлька дом качается (ремез)
Серенькая птичка
Птичка-невеличка
Шеей вертишь ты всегда
Разве в этом есть нужда? (вертишейка)
3 конкурс «Выбери ответ»
Учитель:
- Поразмыслим не спеша, один вопрос-три ответа. Найди правильный!
Я поочередно буду задавать командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд , команда выбирает вариант ответа.
Вопросы: 1. Для чего дятел «барабанит»? а) клюв чистит; б)кому-то что-то сообщает; в) музыкой увлекается. (Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. Зачем страус голову в песок прячет? а)от страха; б)освобождается от паразитов; в) разыскивает пищу. (И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)
3. Сколько перьев у птиц? а) не пересчитать; б) более тысячи; в) более десяти тысяч. (И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)
4. Какие птицы самые быстрокрылые? а) соколы и ястребы; б) ласточки и стрижи; в)утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая…»- поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)
5. Какая птица является чемпионом по нырянию? а) утка; б) гагара; в) пингвин. (Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)
6. А кто из птиц лучший танцор? а) павлин; б) гусь; в) журавль. («Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец – танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)
Учитель:
- А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы»
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. И так, начнем…
-Прилетели птицы;
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи…
- Что не верно? Почему?
- Продолжаем:
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Аисты, вороны.
Галки, макароны
- Начинаем снова:
Прилетели птицы;
Голуби, куницы
- Продолжаем:
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи.
Галки и стрижи.
Комары, кукушки
- Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи.
Галки и стрижи.
Аисты, кукушки
Даже совы-сплюшки.
Лебеди, скворцы…
- Все вы молодцы!
Учитель:
- Птицы дороги нам . как часть нашей чудесной природы. Их мелодичные, веселые голоса . яркое оперение оживляет природу. Радуют нас. Без птиц природа мертва.
- А как мы можем помочь птицам зимой? весной? Летом? (ответы детей)
4 Конкурс «Живые синонимы»
Учитель:
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
1. Могучий, как …. (орел)
2. Вольный, как …(птица)
3. Важный, как …(гусь)
4. Надутый, как …(индюк)
5. Длинноногий, как …(журавль)
6. Желторотый, как…(птенец)
7. трещит, как…(сорока)
8. Разодетый, как …(павлин)
9. Воркуют, как…(голуби)
10. Вороватый, как (сорока)
- За каждый правильный ответ команда получает очко.
5 конкурс для капитанов «Веришь - не веришь»
Учитель:
- А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы. Вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».
Вопросы капитану первой команды:
1.Верите ли вы, что кукушка кукует. Не раазевая рта( не открывая клюва)? (Да)
2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление-щиток из перьев, которое называется седло? (нет)
3. верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Вопросы капитану второй команды:
Верите ли вы, что самая маленькая птица-это королек? (Нет)
Верите ли вы, что у птицы память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особенным законам? (Да)
Учитель:
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сейчас вам предстоит по словесному портрету угадать и назвать птицу.
6 конкурс « По словесному портрету ты скажи нам-кто же это»
1 команда
« Посмотришь на эту небольшую птичку, размером с воробья и подумаешь6 ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть-чуть рыжеват…. А вечером или ночью приди в сад и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады.» (Соловей)
2 команда
«У не на голове черная шапочка, спинка и крылья с хвостом темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет одета. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест различные зернышки, крошки хлеба, и любит полакомится несоленым салом.» (Синица)
Учитель:
- Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смтрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти , можно вспомнить о поклонении людей солнцу, животным и растениям. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связанных с миром животных, в том числе птиц.
_ И для команд наступает решающее итоговое задание, и после окончания жюри подведет итоги нашей сегодняшней игры и объявит команду-победителя.
7 задание «Найди птиц»
- Каждой команде дается лист бумаги, на котором зашифрованы названия птиц. Чтобы их прочесть, необходимо в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся букв составить и назвать птицу.
ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ (Зяблик)
БИВХЕРАВСХАКСУТИ (Беркут)
СИМОРЛУМСРЯПУКИА (Оляпка)
КЩБЕФАГШБОФАШЛЪК (Щегол)
КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН (Коршун)
(Подведение итогов игры. Награждение победителей и самых активных участников)
Учитель:
- Наш праздник подошел к концу и хотелось бы его закончит стихотворением Н.А.Заболоцкого «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их пожалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц- не небо.
А море без рыб – не море,
А земля без зверей- не земля.
Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы.