Материал предназначен для уроков по окружающему миру в школе, где обучаются дети из числа малочисленных народов севера, для которых русский язык не является родным.
Цели: Познакомить с полезными свойствами тундровых ягод с их русскими и ненецкими названиями.
Раскрыть красоту и богатство родного края.
Воспитывать бережное и чуткое отношение к хрупкой природе тундры
1Организационный момент: Звучит весёлая песенка на ненецком языке. Под музыку входят нарядные дети и встают у доски. Дети громко читают стихи о тундре.
1ученик: Нет земли родней, чем тундра
Тундре – края нет!
На оленьих тропах утро
Оставляет след.
2ученик: Солнцем путь немалый пройден
Тундре – края нет!
На оленьих тропах полдень
Оставляет след.
3ученик: Бег оленя бесконечен:
Тундре – края нет!
На оленьих тропах вечер оставляет след…
4 ученик: Ниточку зари протянет
Рыжая лиса.
Ранним утром солнце встанет
И протрёт глаза.
5 ученик: На ветвях рогов оленьих
Выйдет в долгий путь
Чтоб земле моей весенней
Снова жизнь вернуть!
.2Объявление темы и целей мероприятия.
- О чём говорится в этом стихотворении?
-Правильно, дети. Это стихи о тундре. Их написал ненецкий поэт Василий Ледков.
-Сегодня мы поговорим о вкусных богатствах нашего родного края. И тема мероприятия
так и называется: « Вкусные богатства тундры». Совершим с вами полезное и удивительное путешествие пешком в тундру. Вы узнаете много интересного, научитесь
беречь и любить свой край, узнаете ненецкие и русские названия этих вкусных даров своего края. Сравните звучание слов на двух языках.
- Вы уже догадались, о чём пойдёт наш разговор?
Верно, ребята! Именно о ягодах, которые растут в тундре.
3 .Основная часть мероприятия.
- Отгадайте загадку: Солнце печёт
Тундра цветёт
Комар донимает
Когда это бывает?
- Правильно. Летом или к концу лета созревают вкусные богатства тундры. Послушайте, пожалуйста, небольшое сообщение учащихся нашего класса.
3.1 Выступление учащихся:
1 ученик: Ягоды люди стали собирать очень давно. И не только из-за их хороших вкусовых качеств, ими просто лечились от многих болезней.
2 ученик: Ягоды не только вкусны и полезны. В них содержится много клюкозы и фруктозы, которые легко усваиваются организмом и хорошо влияют на деятельность нервной системы, сердца, печени, почек, пищеварения.
3 ученик: Богаты ягоды и витаминами. Листья многих ягод используются в медицине.
Об этом ,и о многом другом, вы узнаете из нашего с вами путешествия по Панаевской тундре.( В ходе выступления ребят, на экране или на доске, появляются слайды о ягодах,
растущих в тундре).
3. 2..Путешествие по станциям.
- А теперь все встали. И хором прочитайте слова с этого плаката.
Дети встают, маршируют и хором читают слова:
Дружно весело встаём!
В гости к солнышку идём.
Тундра, двери открывай
В гости деток приглашай!
Станция « Морошковая» (слайд – морошка на экране)
- А вот и первая станция. Почему же она так называется? Правильно. Тут растёт морошка.
Выходит девочка в оранжевом платье с большим зеленым воротником в форме листа
морошки. Она здоровается. Дети тоже.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Морошка. Ненцы меня зовут Маранга – за хрустящий вкус и необычную красоту. (Девочка читает стихотворение и рассказывает о морошке.
(В ходе рассказа на экране показывается слайд-морошка)
Морошка, морошка
Тоненькая ножка.
Ягодка – фонарик
Сладостью подарит.
Морошка - растение не очень видное. Тонкий стебелёк, на нём – лист сложной формы и белый цветочек. Вот и всё. Отцветут цветки, опадут лепестки, останутся одни коричневые чашелистики. Ягоды морошки похожи на малину. И ботаники её зовут «малиной приземистой» В народе её прозвали морошкой. Ненцы назвали её маранга за хрустящий звук во рту. Она очень нравится оленям. Они любят ей больше ягеля и больше грибов. Давайте хором повторим название ягоды на русском и ненецком
языке.
Дети повторяют: Морошка – маранга.
В тундре листья морошки используются, как вяжущее средство при расстройствах пищеварения. Из ягод готовят варенье, компот, желе.
(Девочка угощает гостей морошкой и уходит)
Учитель:
Ребята, вам понравилась ягода морошка – маранга? Что интересного узнали о ней? Кто не знал русское название этой ягоды? Давайте ещё раз повторим на двух языках:
Мо – рош – ка – ма-ран-га
А теперь дружно встали и продолжим наше путешествие.
Дети стоя маршируют и хором читают:
Дружно, весело встаём!
В гости к солнышку идём.
Тундра двери открывай
В гости деток приглашай!
Следующая станция « Голубичная»(слайд голубика)
Учитель:
прочитайте хором название этой станции? Какая ягода изображена? Скажите её ненецкое название. (Лынзермя или сюнраха нгодя). Почему же она так называется?
(Дети объясняют название ягоды на родном языке)
- Верно, ребята. ( Слайд голубика крупным планом). Сей час вы узнаете как звучит имя этой ягоды. (Учитель чётко произносит слово голубика. Дети повторяют за учителем на двух языках)
- Го-лу-би-ка – Лын – зер - мя
(Выходит девочка в синем платье с зелёным воротником в виде листа голубики. Здоровается с детьми. Дети отвечают хором. Девочка рассказывает о полезных свойствах
ягод и отвара из листьев, объясняет своё название).
- Меня зовут голубика, а ненцы меня называют лынзермя за мои маленькие и едва заметные ягоды. А ещё за то, что голубику собирать нелегко, часто я сливаюсь с землёй и становлюсь не заметной. Голубику любят все за нежный вкус. Из неё готовят варенье, желе, морс. Голубичный морс очень хорошо выводит из организма шлаки. Ешьте на здоровье ягоды голубики и пейте морс! Эту ягоду очень любят олени.
(Читает стихотворение и угощает всех голубикой и уходит).
Голубика, голубика
Синеглазка невеличка.
Собирая голубицу
Вам придётся потрудиться.
Учитель:
А теперь дружно встали и продолжим наше путешествие.
Дети стоя маршируют и хором читают:
Дружно, весело встаём!
В гости к солнышку идём.
Тундра двери открывай
В гости деток приглашай!
Следующая станция « Брусничная»(слайд брусника)
Учитель:
-Прочитайте хором название этой станции? Какая ягода изображена? Скажите её ненецкое название. (Няръяна нгодя – емзьдей). Почему же она так называется?
(Дети объясняют название ягоды на родном языке)
Учитель:
Правильно, дети. Няръяна – значит красная, емзьдей – кислая. Значит красная и кислая ягода. Послушайте, как будет звучать это слово на русском языке:
(Входит девочка в красном платье с зелёным воротником в виде листа брусники).
Девочка:
Меня зовут брусника, а по ненецкие - емзьдей. Так назвали меня за мой кислый вкус и румяные щёчки. В этой ягоде очень много полезных свойств. Из ягод готовят морс, варенье, желе. Отвар из листьев брусники обладает антимикробным действием. Этот отвар пьют при заболевании почек. Пейте морс, отвар из листьев, ешьте бруснику и будьте здоровы!
(Девочка угощает всех брусникой и уходит).
Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие. В тундре хоть и короткое лето, но природа щедро угощает вас своими дарами и дарит вам здоровье! Я думаю, что вам понравилось путешествие. Что нового и интересного о ягодах вы узнали? Кто запомнил русские и ненецкие названия этих растений? Я буду показывать вам картинку, а вы вспомните слово на двух языках.
(Слайды – картинки: морошка, голубика, брусника)
- Умнички все! А ещё, какие ягоды растут в тундре? Вот об этом мы поговорим на следующем занятии.