Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку.»
Викторина по русскому языку
« В мире грамматики»
Дети делятся на 2 команды, выбирают капитана. У каждой команды свой стол, где лежат листы бумаги, карандаши, фломастеры. Члены жюри – учащиеся старших классов.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину «Юные грамотеи». Вы должны будете показать не только свои знания русского языка, но и свою эрудицию, смекалку, сообразительность.
- Вы готовы начать игру?
Конкурс №1. (5б.)
Конечно вы читали и знаете много русских народных сказок, знакомы с достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить. Запишите сначала одно под другим сказочные чудеса:
(конёк-горбунок, чудо-зеркальце, ковёр-самолёт, золотой петушок, сани-самокаты, перо жар-птицы, сапоги-скороходы, Садко с гуслями на дне морском и др.)
А теперь запишите современные приборы:
(телевизор, радиолокатор, аэросани, космическая ракета, воздушный лайнер, водолаз в скафандре, компас и др.)
Тот, кто сделает, это первым, будет победителем конкурса.
Конкурс №2.
Сейчас я продиктую вам слово, состоящее из четырёх букв. Мы его запишем в строку, далеко отставляя одну букву от другой. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С О В А
Сокол Облако Вилка Арфа
Сито Окно Вата Арка
Сосна Огород Волк Арбуз
Старик Орех Ворот Анкета
Сарай Окунь Венок Алмаз
Конкурс №3.
А сейчас я предлагаю всем подобрать как можно больше слов, в которых есть буквы О:
Сначала вы вспоминаете слова, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога и затем 4.
1 2 3 4
Пол Король Золото Околоток
Мост Колос Молоток Водопровод
Ток Мороз Осколок Молокозавод
Рот Остров Молоко Водоворот
Соль Огонь Толокно Коловорот
Конкурс №4.
Вы наверное слышали про слова-анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например, весна – навес, масло - смола. Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые слова:
Победителем становится тот, кто первым справится с задачей или подберёт больше новых слов.
Конкурс №5.
Есть удивительные слова, которые как бы их не читали, слева направо или справа налево, они будут означать одно и то же. Например: ПОТОП, ЗАКАЗ. Попробуйте придумать как можно больше таких слов.
(Алла, наган, Анна, боб, тут, как, око, топот, шалаш, дед, казак, довод, радар)
- А есть даже целые предложения:
А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Конкурс №6.
А сейчас мы проведём конкурс логогрифов – это загадка, в которой слово меняет своё первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв. Чтобы отгадать слово, надо сначала догадаться, о каком слове говорится в начале загадки. Затем уже в расшифрованном слове надо отнять или прибавить буквы, получив слово с новым значением.
Её обходят корабли, но если букву «Ш» поставить впереди, жалей его и береги. (мель-шмель)
Она – достойна порицанья,
Но если впереди поставить восклицанье,
То в целом он на севере далёком обитает,
И жителей тех мест он греет и питает ( лень-олень)
Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтёте лишней, смысл получится другой.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня могут выйти из меня. (клён-лён)
Конкурс №7.
А теперь я буду называть слова в единственном числе, а вы коллективно будете повторять их во множественном числе. Например: КОТ – КОТЫ.
Кто составит больше слов из букв слова «словарик». На выполнение задания даётся
1 минута, за победу – 2 очка. За самое длинное слово – ещё 1 очко.
Подведение итогов.
- Наша викторина подошла к концу. Вы все очень старались и показали прекрасные знания в области русского языка. А сейчас слово жюри. (Подведение итогов викторины, награждение победителей).