Викторина «Эти чудесные сказки» /1 – 4 класс/
Цель: развитие интереса к сказкам.
Задачи:
-обобщить знания детей по сказкам,
-привить интерес к чтению сказок,
-развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание,
-воспитывать дружбу, творчество, любознательность,
-создание положительных эмоций.
Оборудование: сказочные герои из картона, жетоны, рисунки детей по сказкам, атрибуты для проведения игр, слайды, «чёрный ящик».
1тур. ОТГАДАЙ КРОССВОРД. Узнаешь о чём мы будем сегодня говорить.
- Кличка сказочного коня.
- Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
- Сестра Иванушки.
- Пресмыкающиеся с тремя головами.
- Смерть этого героя в яйце.
- Мужское имя в сказках
(Сивка, колобок, Алёнушка, змей, кощей, Иван).
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам никак без них!
2тур. Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующую геометрическую фигуру.
(«Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «Серая Шейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города»)
3 ТУР. Из какой сказки эти строки?
«Таким образом, шесть моих братьев оказались в желудке у волка».
(«Волк и семеро козлят»).
«До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя» («Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен).
«В свободное время мы садимся на крылечке и напеваем нашу любимую песенку «Нам не страшен серый волк». («Три поросёнка»).
«Я достался своему хозяину в наследство. Сначала хозяин переживал, а потом понял, что моя хитрость стоит дороже мельницы и осла».
(«Кот в сапогах» Ш.Перро.)
«Отправила нас Баба Яга в погоню за девочкой и её братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой да печкой, но никого не нашли».
(«Гуси – Лебеди»).
«У меня был прекрасный дом, но он сгорел во время пожара. Мои так называемые друзья отвернулись от меня. Но два маленьких котёнка приютили меня и моего дворника Василия».
(«Кошкин дом» С.Маршак).
«Вот лисичка – сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт». («Лисичка – сестричка и серый волк»).
«Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её».
(«Снежная королева» Г.Х.Анднрсен).
«Тепло ли тебе, красавица?»
Не хочется Насте старика огорчать.
«Тепло, тепло, батюшка», - шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает».
(«Морозко»).
«Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается».
(«По щучьему велению»).
«Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». («Снегурочка»).
«Жили – были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная».
(«Лиса и заяц».)
«Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны».
(«Госпожа Метелица» Бр.Гримм).
4тур. Узнайте сказочные персонажи по трём словам.
Ступа, метла, печь. (Баба Яга)
Снег, костёр, облачко. (Снегурочка)
Щука, вёдра, печка. (Емеля)
Уши, апельсины, крокодил. (Чебурашка)
Часы, карета, туфелька. (Золушка)
Нос, колпак, азбука. (Буратино)
Шляпа, галстук, коротышка. (Незнайка)
Стрела, болото, кожа. (Царевна – лягушка)
5 тур. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.
-Необходимо угадать, что за предмет лежит в чёрном ящике.
1.С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. /игла/
2.С помощью предмета, который находится здесь, главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. /стрела для лука «Царевна – лягушка»/
3.Здесь находится главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? /Чебурашка/
Музыкальная пауза (песня «Чебурашка» )
4.Угадай, что дала мама Красной Шапочке, которая собралась идти к бабушке. /корзину с пирожками/
5.О ком идёт речь: «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке». /колобок/
6.Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче? / «Сказка о золотой рыбке»/
7. «Жили - были дед и баба. И была у них курочкаРяба».
Отгадайте, какой предмет из этой сказки находится в чёрном ящике. /золотое яйцо/
6тур. Сказки просят:
–А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1.Отворили дверь козлята
И … пропали все куда – то! / «Волк и семеро козлят»/
2.В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня. / «Гуси – лебеди»/
3.Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. / «По щучьему велению»/
4.А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок… / «Маша и медведь»/
5. Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… / «Петушок Золотой гребешок»/
6.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!. / «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»/
7.«Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка! / «Снегурочка»/
8.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. / «Теремок»/
9.Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? / «Три медведя»/
10.Вот она какая,
Большая – пребольшая.
Вытащить её решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко
Кто же это? / «Репка»/
7 тур. Найдите ошибку в названии каждой сказки. Сказочный колейдоскоп.
- « Кот в тапочках» / «Кот в сапогах»/
- «Мишенька и медведь». / «Машенька и медведь»/
- «Молодые яблоки». / «Молодильные яблоки»/
- «Сестрица Алёнушка и братец Ивашка». / «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»/
- «Мальчиш и Карлсон». / «Малыш и Карлсон»/
- «Принцесса на бобах». / «Принцесса на горошине»/
- «Гладкий утёнок». / «Гадкий утёнок/
- «От страха глаза велики». / «У страха глаза велики»/
- «Замарашка». /Золушка/
- «Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях». / «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»/
- Красная Косыночка. / Красная Шапочка/
- Несоображайка. /Незнайка/
- Крести – Пух. /Вини – Пух/
- Сантиметровочка. /Дюймовочка/
- Рыльчик. /Пятачок/
- Тельняшкин. /Матроскин/
8тур. Сказочная эстафета
Герои сказок Чуковского будут соревноваться в скорости и ловкости.
«Ехали медведи
На велосипеде. /доехать до финиша на скейте, вернуться, передать скейт следующему/
А за ним комарики
На воздушном шарике.
/Держа в одной руке воздушный шарик, а в другой ведро, собирать по дороге разбросанные «пряники». Вернувшись на старт, передать все атрибуты следующему участнику. Тот должен по дороге к финишу разбрасывать «пряники», которые жевали сказочные герои «Тараканища».
А за ними раки
На хромой собаке. /Пробежать до финиша и обратно на трёх «лапах»\
Жаба на метле. /Пробежать до финиша и обратно, оседлав веник, но не придерживая его руками/
Игра с болельщиками /из сказки « Путаница»/ однажды
Замяукали котята:
Надоело нам мяукать
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать. /Вспомнить, как стали разговаривать другие персонажи «Путаницы».
Утята – ква – ква.
Свиньи – мяу, мяу.
Куры – кря, кря.
Воробьи – му – у – у.
Медведь – ку – кА – ре – ку.
Кукушка – гав – гав.
9тур. Реши!
-Шестиголовый Змей Горыныч вызвал на бой трёх богатырей. Один богатырь прогулял битву. Сколько голов придётся во время битвы на каждого дисциплинированного богатыря?/по три/
- Маленькая девочка заблудилась в лесу, зашла в избушку, где жили три медведя, и переломала там всю мебель. Сколько предметов сломала маленькая девочка, если известно, что у бедных медведей всего – то и было: три кровати, три стула и один стол? /7предметов/
-Одной девочке часто снились страшные сны. К счастью, как только девочке начинала сниться Баба Яга или злой волк, она тут же с диким криком просыпалась. Однажды, с четверга на пятницу, девочке 7 раз приснилась Баба Яга, а потом 9 раз злой волк. Спрашивается, сколько раз в ночь с четверга на пятницу просыпался от диких криков и падал с кровати девочкин дедушка? /16 раз/
9 тур. Что говорил А.С.Пушкин по поводу поучительности сказок. Расшифруйте его слова:
АКЗАКС ЬЖОЛ АД В ЙЕН КЁМАН,
МЫРБОД МАЦДОЛОМ КОРУ.
«Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок». /Читаем каждое слово справа налево./
ИТОГ:
- Подведение итогов викторины.
- Вручение грамот, призов.
19.03.2019г. Учитель – логопед З.Н.Зимина