Просмотр содержимого документа
«"Вечная честь православной Русской земле!"»
Классный час: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»
Цель: Патриотическое воспитание школьников.
Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.
Задачи: Создание условий для формирования, осмысления и развития патриотических чувств: чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, преданности к своему отечеству.
Оформление, оборудование: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова « Мысль о России была…живейшей частью его существования », российский флаг, заготовки для аппликации - берёзы, высказывания известных людей о патриотизме, портреты Гоголя, иллюстрации произведений, видео сюжеты по теме классного часа, музыкальное оформление.
Ход классного часа.
Звучит песня «От чего так в России берёзы шумят» группы Любэ и С. Безрукова.
Ученица:
Я в долгах, как в шелках.
Только дело здесь не в деньгах.
Я в долгу перед другом, так рано ушедшим,
Ничего до конца не успевшим.
Я в долгу с головой
Перед павшими под Москвой,
Перед снегом по белому белым,
Перед матерь, пахнущей хлебом…
Я к России в извечном долгу.
Мне отдать его надо пока я живу.
I. Вступительное слово классного руководителя: По данным статистики всемирного центра информации общественного мнения 83 % россиян считают себя патриотами, а в рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвёртое место. Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей. Но всё - таки патриот начинается с малого – с любви к малой родине, в нашем случаи - к городу Братску.
Вы на пороге взрослой жизни - сегодня вы выпускники, сознаёте ли вы то, что и от вас, в том числе будет зависеть будущее города, страны …
Какой ты в жизни след оставишь?
След чтобы вытерли паркет и посмотрели косо в след?
Или другой на много лет?
Как вы думаете: « Какой след оставили эти люди в истории нашего города?»
Слайд – шоу: Наймушин Иван Иванович, Анна Овсянникова, Александр Зубков, Серебренников Сергей Васильевич.
Давайте понятие патриотизма рассмотрим на примере жизни Гоголя, ведь неслучайно этот год был объявлен ЮНЕСКО годом Гоголя, и фильм «Тарас Бульба» который мы посмотрели специально к сегодняшней встречи тоже очень патриотичен.
II. Учитель литературы: След Гоголя в литературе, в истории культуры России.
200- летний юбилей писателя приглашает нас поразмыслить о присутствии его в нашей сегодняшней жизни. В мире возрастает и возрастает интерес к Гоголю. И сегодня мы задумываемся о том, почему это происходит, задумываемся о природе его творчества и о природной его власти над всеми нами.
Гоголь велик в каждом своем зрелом произведении. «Ревизор» или «Мертвые дущи», «Шинель» или «Ночь перед рождеством» - это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познает человечество. Мы знаем воплощенные свойства человека в бессмертных гоголевских образах: жадность – это Плюшкин, грубость – Собакевич, хвастовство – Хлестаков, беспредельная отвага и патриотизм – Тарас Бульба. Гоголь был яркой попыткой литературы понять, что нужно и необходимо для человечества. Он видит характер так, что это не только характер – это еще и способ существования – существования по Хлестакову, по Чичикову, по Манилову, по Башмачкину. Неповторимая, невероятная зоркость навсегда причислила Гоголя к реалистам, возвысившая его до создателя реалистической школы в русской литературе. Давайте вспомни некоторые произведения Гоголя.
III. Защита буклетов «Мой Гоголь», патриотизм в творчестве писателя
Выступления учащихся с домашним заданием – буклеты «Мой Гоголь».
«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь?» (по пьесе «Ревизор»).
«Маленький человек» (по «Петербургским повестям»).
«В сердце моем Русь – одна только прекрасная Русь» (по поэме «Мертвые души»).
Истоки бессмертия Гоголя – в его великом, не знающем границ патриотизме. (Письмо из-за границы. Поучения жене и мужу).
III. Обсуждение фильма «Тарас Бульба».
Какие слова звучат эпиграфом к фильму и определяют все его содержание? (Речь о товариществе – чтение наизусть)
Почему фильм считается значительным событием в культурной жизни России? Почему о нем говорят, пишут? (Отзывы в прессе и на ТВ): мужественный фильм, после этого фильма хочется бежать в военкомат.
Какое впечатление фильм произвел на вас?
Такими ли вы представляли себе героев?
Какие образы особенно запомнились?
Ваше отношение к измене Андрия? Можно ли его простить?
7. Как вы относитесь к эпизодам, которых нет в повести? Для чего создатели фильма их
придумали?
IV.«Перекличка запорожцев» о Русской земле –чтение наизусть.
Мосий Шило
Степан Гуска
Бовдюг
Балабан
Тарас Бульба
V. Работа в группах под музыку группы Любэ и С. Безрукого «От чего так в России берёзы шумят»
1.Первая группа отвечает на вопросы: что такое патриотизм? Кто такой патриот? На специально подготовленных «листочках берёзы» - Участники первой группы выкладывают аппликацию в виде берёзы - символа России.
2. Вторая группа отвечает на вопросы теста по фильму «Тарас Бульба» за компьютером.
Тест.
1.«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие как…»
1) буйволы 2) волы 3) орлы 4) львы
2.Враги запорожцев, против которых они сражаются под г. Дубно:
1) турки 2) поляки 3) половцы 4) татары
3.С какими словами на устах гибли казаки:
товарищи казаки 2) Запорожская Сечь 3) родная земля 4) родная мать
4.«Пропал, пропал бесславно, как подлая…»
татарва 2) скотина 3) собака 4) тварь
5.Как погиб Остап:
1) убит в бою 2) пропал без вести 3) казнен ляхами 4) попал в плен
6.Наказным атаманом был выбран:
1)Тарас Бульба 2) Андрий 3)Бовдюг 4) Остап
7.Время, изображенное в повести, автор называет:
1)лихим 2) бранным 3) могучим 4) трудным
8. Как казнен Тарас:
1)распят 2) на дыбе 3) сожжен 4) застрелен
9.Автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
Н. Перов 2) И. Репин 3) И. Суриков 4)В. Серов
10.О чем речь Тараса Бульбы перед решающим боем:
о патриотизме 2) о товариществе 3) о русской земле 4) о врагах
11.Остапа выбрали куренным атаманом вместо убитого:
Кукубенко 2) М. Шила 3) Бородатого 4) Бовдюга
12.Во сколько оценили голову Тараса Бульбы:
5000 2) 3000 3) 1000 4) 100
Ученик: У каждого заботой своей глаза полны,
Наша Родина не что - то,
Она - сегодня мы.
У каждого дорога или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все её судьба.
Она не позабудет
Ни света, и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной – единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
VI. Подведение итогов.
Классный руководитель: И в конце нашего занятия я хочу вам задать такой вопрос: А вы считаете себя патриотами?
Рефлексия:
Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы:
Те кто критикует происходящее в стране, могут считаться настоящими патриотами ?
Я готов защищать свою страну в случае серьёзной опасности.
Бывает, что я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.
Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
Я радуюсь победам российских спортсменов на международных соревнованиях, олимпиадах.