Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи: – формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; – развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; – формировать умение совместно работать в группе; – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование: презентация, запись песен «Песня о дороге добра», волшебный сундук сказок, рисунки солнышек, цветы, детали для аппликации (домики, дети, солнышки и т.д), 1 лист ватмана, детали для изготовления коллажа (карточки со словами, силуэты людей), карточки с пословицами, клип песни Барбариков о доброте.
Ход работы:
1.Орг. момент - Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
2. Определение темы внеурочного занятия - Сегодня у нас необычное внеурочное занятие. А начнем мы его с удивительной песни. (Отрывок песни «Дорогою добра» ) - Вот вы послушали отрывок песни. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Да, доброте и добрым делам.
- Доброта… Что означает это слово?
- Обсудите это в вашей группе. ( Объяснения детей)
- Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.
- В толковом словаре Сергея Ожегова такое определение доброты:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в Мир доброты.
- Подберите однокоренные слова к слову доброта.
(Добро, добрый, доброжелательный) - Какого человека можно назвать добрым?
(Он любит людей, животных, природу и готов в трудную минуту прийти им на помощь)
- В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.
- Подумайте, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
(Ответы детей)
- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
-Конечно же это добрые, тёплые слова. Какие?
(Добрый день, спасибо,…)
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяния этих слов?
( С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- А теперь давайте поиграем в игру.
3. Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба От слова теплого….(спасибо)
Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …(до свидания)
- Добрые слова – это «цветы» человеческой души. И не скупитесь раздавать эти «цветы» окружающим.
4. Остров пословиц - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
(Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Детям нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем высказать общее мнение группы.) Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты – ищи доброты.
- В чём заключается смысл каждой пословицы?
5. Культура общения - Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздам карточки, на которых записаны различные ситуации.
- Прочитайте и обсудите в группе в чем дети были не правы. Выскажите свою точку зрения.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?” Какие ошибки допустил мальчик? (1.Надо было не кричать, а говорить; 2. Скажите, пожалуйста; 3. Правильнее говорить который час, а не сколько время )
Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!” -Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? (Нужно было сказать общее “Здравствуйте”)
Ситуация 5.Петя и Юра спешили в школьную столовую и бежали через две ступеньки. Туда же шла Ольга Петровна. Мальчики пробежали мимо, и где-то около столовой послышалось: «Здравствуйте, Ольга Петровна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в столовую. А когда читали рассказ «Волшебное слово», то Ольга Петровна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?
6. Сказочная долина - Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук.
(В сундучке находятся карточки, на которых записаны отрывки из сказок) Карточки:
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.
(Папа Карло, автор А.Толстой) 2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки
(Айболит, автор К.И. Чуковский) 3. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.
(Женя из сказки Цветик-семицветик, автор В.Катаев) 4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
(Кот в сапогах, Ш.Перро)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например от Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
(Тем, что они творят добро, помогают другим, мешают злому.)
7. Правила доброты - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
8. Изготовление коллажа
- Давайте сделаем так, чтобы Солнце на нашей планете засияло ярко –ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе Солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: ДОБРО, ЧТО СОЛНЦЕ. А добрые люди как лучи этого Солнца, своей добротой согревают других людей. Сейчас я раздам слова:
развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
часто ссорится
чуткий
весёлый
общительный
скромный
вспыльчивый
внимательный
наглый
жадный
ласковый
отзывчивый
помогает в беде
- Вашей команде нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи Солнца.
- Кто же населяет планету? Вторая команда подумает и наклеит силуэты людей, которых она считает добрыми.
(Высказывания детей)
- Как вы считаете, чего не хватает на нашей картине?
(Ответы детей)
- Конечно, на Доброй Земле должны петь птицы, цвести сады. Ведь природа тоже радуется доброте.
9. Игра- тренинг «Планета доброты»
- А сейчас давайте отдохнём.
- Слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
- Нарисуйте в своем воображении Планету доброты и хорошего настроения. Положите ее на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. - Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? - Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
10. Итог - Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля ещё более красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
- А теперь откройте глаза. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребёнка.
- Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
- Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело – создадим нашу планету Добра.
(На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.)
- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя из этого класса. Пусть тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. - А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Слайд 16
Добрые слова – корни Добрые мысли – цветы Добрые дела – плоды Добрые сердца – сады. - Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
- Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания.
(Стихотворение рассказывает Катя К.)
Не стой в сторонке равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рваться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда – то кому – то
Поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
(Просмотр клипа песни Барбариков про доброту.)
Интегрированный урок окружающего мира и технологии.
2 класс
Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Животные». Задачи: - Повторить и закрепить отличительные особенности групп животных, условия их обитания, значения животных для человека. Закрепить умение учащихся работать по схеме в технике “оригами”. Развивать умение учащихся работать в паре и группе. Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать фантазию и творческое воображение. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интегрированный урок во 2-м классе
Предметы: окружающий мир, технология Тема: Закрепление и обобщение по теме «Животные». Изготовление животных в технике «Оригами» Класс: 2 Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Животные». Задачи: Повторить и закрепить отличительные особенности групп животных, условия их обитания, значения животных для человека. Закрепить умение учащихся работать по схеме в технике “оригами”. Развивать умение учащихся работать в паре и группе. Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать фантазию и творческое воображение. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: компьютер, презентация, карта «Правила работы в группе», карточки с изображением животных, аудиовизуальная композиция «Звуки животных», технологические карты по познанию мира и технологии, юрта, карточки для работы в группах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой на работу. -Подставим солнышку ладошки, закроем глазки. Почувствуем тепло, заходящее к нам в сердце, наполняющее нас хорошим настроением, радостью, любовью, желанием узнавать новое! Вам хорошо! Мы полны тепла и солнечной энергии. Желаю вам успехов!( на доске изображение солнышка)
2. Постановка целей урока. -Сегодня у нас необычный урок, на котором мы будем заниматься и познанием мира и трудом. -Ребята, кто из вас любит бывать на природе? Особенно это хочется зимой, поэтому я сделала в нашем классе вот такой уголок природы. (На доске появляется картина лесной природы)
Прислушайтесь, кто может издавать такой звук? (голоса животных-белка) ( главный корм белок- семена хвойных деревьев. ) Определите тему нашего урока. ( животные) Это у нас последний урок по теме. Какие учебные задачи мы поставим на наш сегодняшний урок? Значит, мы будем… (повторять, закреплять, думать, размышлять, узнать)
3. Актуализация знаний. -Почему мы поместили животных в уголок природы? А разве животные это природа? Докажите. Сейчас мы вспомним основные понятия по теме «Животные» Работа на доске: 1 ученик: Распределить группы животных и найти признаки этих животных. ( ученик работает с карточками, где указаны названия групп животных и их признаки) 2 ученик: Распределить животных на группы в зависимости от того, как они готовятся к зиме и проводят ее. (животные: белка, медведь, барсук, заяц, ежик, мыши)
( Заяц лишний. Питается корой осины, так как она более жирная и питательная) 1 группа: отметить лишних животных. Доказать почему. (божья коровка, майский жук, паук, стрекоза акула, окунь, щука, кит) (Сердце кита бьется только 9 раз в минуту ) Какой вывод можем сделать? (животные очень разнообразны и удивительны) Для остальных – тестирование 1. Как называется нос у птицы? 2. Какое животное является символом Казахстана? 3. Какая птица выводит птенцов зимой? 4. Как называется книга, в которую заносят редкие или исчезающие виды животных? 5. Лещ, карась, щука-это… 6. Кто выходит из икринок лягушек? Взаимопроверка со слайда.
4. Закрепление. Лучше умственной зарядки- Нет для взрослых и детей. Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней. -Прочитайте стихи и найдите внутри строки спрятавшееся животное. Правильно отгадаете, то, перевернув картинку, увидите это животное. Работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (плакат «Работаем: быстро, весело, дружно, тихо) ( постепенно на доске появляются изображения всех животных) Стемнело вдруг, гроза идет, К земле колосья ветер гнет. (Лось) Как хорошо после дождя, телята рады рад и я. (Дятел) Была гроза, я целый час Не открывал от страха глаз.(Заяц) Жили в доме две дикие кошки. А кто еще там жил? (Медведи) Мы весной сажали сад. А Семен лежал у гряд. (лиса) Что знаете об этих животных? Что общего у этих животных? (живут в наших краях) ( Медведь, значит поедающий мед. В феврале со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Медведь сосет лапу, согревая ногу губами и языком. Дятла называют лесным доктором. У него самый длинный язык среди птиц до 15 см. Самцы лосей носят самые крупные рога в мире. Ткань этих рогов-самая быстрорастущая животная ткань в мире. Рога лося вырастают до двух сантиметров за сутки. Ежата рождаются с колючками, но они у них мягкие) Физминутка: Если животное проживает в Казахстане – поднимаем руки вверх, если нет - приседаем. Крокодил, верблюд, жираф, снежный барс, волк, фламинго.
Какие условия необходимы для благополучного существования животных? В группах обсудить и выбрать самые важные. 1 группа: длинные когти, солнечная погода, тепло, морозы ( животные живут и на Крайнем Севере)
2 группа: свет, голубое небо, длинный хвост, усы (как приспособился крот к жизни в земле)
3 группа: яркая шерсть, мягкая земля, воздух, длинные ноги (как животные дышат под землей)
5 группа: камни, жабры, пища, голубые глаза -Ребята, какой вывод мы можем сделать? ( Условия необходимые для жизни животных – это пища, воздух, вода, свет и тепло.)
-Для кого еще необходимы такие условия? (для человека) -Чем могут питаться животные?
На какие группы делятся животные по способу питания?
Если хищники поедают других животных, то зачем они нужны?
Составьте цепи питания в группах, используя картинки. (каждой группе выдается набор картинок) По какому алгоритму работали? ( растения- мелкие животные, насекомые, птицы- крупные животные) Какой вывод можно сделать? (в природе все взаимосвязано) 5. Практическая работа. - На уроке технологии мы с вами познакомились с понятием – “оригами”. - В какой стране появилось это искусство? (В Японии). - Что обозначает это слово? (Оригами – в переводе с японского языка означает – сложенная бумага). - На наших уроках технологии мы с вами учились складывать бумагу различными способами, учились работать со схемами. А сегодня вы изготовите модель одного из видов животных, используя технику “Оригами”, - Сейчас мы будем работать в парах. - Давайте повторим главное правило работы в паре. (Помогаем друг другу, не мешаем никому). - Поделки у вас будут разные.
-До начала работы давайте повторим, какие базовые формы оригами вы знаете? -Повторим, как получить базовую форму двойной треугольник, воздушный змей.
-Возьмите белые квадраты и попробуем сложить эти формы. На каждой парте лежит схема изделия. Работать будем в паре. Положите её на середину парты, рассмотрите. - Вдвоём с соседом внимательно изучите схему и выполните своё изделие. Приступаем к работе. Для работы можете взять квадраты любого цвета. Работа в парах по рядам: бабочка, рыбка, птица, лягушка, лиса. (звучит музыкальный клип) - Поднимите руки те ученики, у кого получились рыбки? Птички? Бабочки? (Дети по очереди поднимают руки). Назовите среду обитания животных. - Куда мы поселим наших рыбок? (В озеро, реку, аквариум). Куда мы поселим птиц? (На деревья). Куда мы поселим бабочек? (На лужайку, на цветы).
Объединитесь группами так, чтобы в одной группе оказались бабочки, в другой - рыбки и т.д. Возьмите большой лист белой бумаги. Прослушайте свое задание: 1.На листе разместите своих животных. Создайте им комфортные условия. Для этого вам понадобятся фломастеры, карандаши, а может быть цветная бумага и клей. 2. Подготовьте небольшой рассказ о представителях своей группы животных, используя технологическую карту. Чтобы выполнить работу быстро вам нужно будет распределить роли. Технологическая карта: Название группы животных Признаки этих животных Представители группы Среда обитания Чем питаются данные животные?
Какая группа животных самая многочисленная? (насекомые) Какой вывод мы можем сделать? ( Для представителей каждой группы животных - своя среда обитания) Объяснение домашнего задания. Предлагаю вам дома сделать животное в технике оригами. Написать небольшой рассказ о нем или подобрать стихотворение.
Физминутка: хлопаем в ладоши, если неправильно Прилетели в сказку птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
Приплыли в сказку рыбы: окуни, галки и лещи Прибежали в сказку звери: щуки, кони, волки, лоси.
Какие красивые плакаты у вас получились! Индивидуальная работа: Мы с вами поговорили о связи животных и растений. Сейчас давайте вспомним как человек связан с животными. Посмотрите, кто изображен в середине карточки? (человек) Соедините человека с предметами, которые он получил благодаря животным.
Какой вывод мы можем сделать? (животные человека кормят, обувают, одевают, лечат и дают жилище) А значит все в природе взаимосвязано. Что должен делать человек для сохранения равновесия в природе? ( дети говорят об охране природы) 6. Рефлексия Животные не только помогают нам выжить, но и очень часто показывают нам как правильно себя вести. (презентация)
Звучит спокойная музыка. Многие животные обитают колониями или стаями, поддерживая друг друга. (слайд1,2) Пингвины прижимаются, согревая друг к друга в самые лютые морозы. (слайд3) Животные разных видов заботятся друг о друге, как о близких родственниках. (слайд 4,5,6) Слоны никогда не забывают стариков и заботятся о них. (слайд7) Лев никогда не использует свою силу, чтобы унизить. (слайд 8) Когда дельфин находит ослабшего дельфина, он не бросает его в трудную минуту.(слайд 9) Даже животные помогают друг другу. (слайд 10) Я думаю, что нам есть над чем задуматься, как нужно себя вести, чтобы жизнь на нашей планете была гармоничной для всех ее обитателей. Мы в ответе за все живое на планете! (слайд 11) Спасибо за урок!