• воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа, любовь к малой Родине, патриотические чувства, гордость.
Оборудование: портреты И.Я.Яковлева, П. Хузангая; видеоролик (игра на старинных чувашских инструментах); аудиозаписи чувашской плясовой, песни «Илемле»; старинный сундук, тухья, подвеска из монет, скатерти, салфетки, украшенные чувашской вышивкой.
Ход мероприятия:
Ребята, начать наше сегодняшнее занятие я хочу со стихотворения. Послушайте, пожалуйста.
Знаете ли Вы страну такую, Древнюю и вечно молодую, Где в лесу тетерева токуют, Словно песней сердце околдуют, Где, коль праздник – от души ликуют, Коль работа – гору дай любую! Знаете ли Вы такой народ, У которого сто тысяч слов, У которого сто тысяч песен И сто тысяч вышивок цветет?
- Догадались, о каком крае идёт речь?
- Верно, это стихотворение о нашей малой родине Чувашии.
- А знаете ли вы, кто автор этого стихотворения?
- Эти стихи написал народный поэт Чувашии Петр Хузангай. (Показать портрет)
- Как вы думаете, ребята, о чем будет сегодня речь на нашем занятии.
- Верно. О нашей Отчизне, о малой Родине – Чувашии.
- Что говорит автор в своём стихотворении о нашем крае?
- Чем богат наш чувашский народ? (сто тысяч песен…)
-Как называется столица нашей Чувашии?
- Ребята, а знаете ли вы, в каком году родилась наша республика. Какой юбилей мы отмечаем в этом году? ( Столетие со дня образования Чувашской автономной республики)
- Посчитайте, в каком году она образовалась.
100 лет тому назад, в июне 1920 году, родилась наша республика. Трудно ей было. Не было здесь ни больших городов, ни фабрик, ни заводов. Не было больших светлых школ и высоких домов. Люди жили в избушках, покрытых соломами. Не думали люди, что жизнь их изменится, и о Чувашии будет говорить весь мир. Ещё во второй половине 19 века Иван Яковлев назвал наш край краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок.
-А знаете ли вы кто такой Иван Яковлев?
- Да, ребята, верно. Ива́н Я́ковлевич Яковлев - просветитель чувашского народа, педагог, организатор народных школ, создатель очередного чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей. (Учитель показывает портрет И.Я.Яковлева)
- Ребята, а как вы думаете, почему Яковлев так говорил о нашем крае?
- Чувашский народ пел и трудился, пел и отдыхал. Говорят, что раньше каждый чуваш умел делать инструменты.
-Делали их из всего, что попадется под руку. Как вы думаете, из чего могли делать музыкальные инструменты?
-Делали из стручка акации, стебля борщевика и даже гусиного перышка. Говорят, что даже в годы ВОВ во время привала солдаты - чуваши пели, умудрялись делать инструменты из того, что попадет под руку. Пели, играли и тем самым поднимали боевой дух. Ведь песня помогает в трудной ситуации, придаёт силу духа. А где песня, там и народные музыкальные инструменты. Одних только музыкальных инструментов у древних чувашей было 150.
-Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, где будут показаны старинные чувашские инструменты. Послушайте их звучание. (Включить видео)
- Понравилась музыка?
- Самыми традиционными инструментами были три основных: гусли, пузырь и барабан. Игру на этих инструментах мы сейчас с вами увидели и услышали.
-Как вы думаете, из чего делали пузырь? (мочевого пузыря животных) Свитульки?( из глины) Дудочки?
- Ребята, ранее уже я вам говорила, что раньше каждый чуваш мог сделать музыкальный инструмент из любого подручного материала. А давайте сейчас мы вместе с вами попробуем создать свой народный шумовой оркестр.
- Какие предметы мы можем использовать? (Пеналы, линейки, коробки с карандашами…)
Я включу чувашскую плясовую, а вы постарайтесь сыграть на наших «музыкальных инструментах» в такт музыки.
- Молодцы! Как здорово у нас получилось! Сразу видно, что в наших жилах течёт чувашская кровь.
- А знаете ли вы чувашские песни? Может кто-то из вас нам напоёт хотя бы пару строк.
Любят чуваши песни. Крепкими корнями связана песня с родной землей. Ещё в старые времена исследователи и путешественники писали, что «музыкальность в крови, в сердце чувашей». Песня считалась лучшим подарком доброму человеку. В песне сохранилась вековая мудрость многих поколений. И сегодня я к вам пришла с подарком песней «Илемле». Издавна любили чуваши водить хороводы возле березовых рощ, дубрав. Они собирали столько народа от мала до велика, и как ручейки тянулись по полянкам, по лугам. Предлагаю вспомнить этот старинный обычай, встанем в хоровод. Когда будем водить хоровод вслушайтесь в смысл песни, потом мы обсудим, о чем эта песня.
- Понравилась вам песня? О чем говорилось в этой песне? (О том, как прекрасна чувашская песня, но только если умеешь петь, как прекрасен чувашский танец, но только если умеешь танцевать, как прекрасен чувашский наряд, но только если умеешь шить.)
-Как вы понимаете смысл этих строк? Что хотел сказать нам автор?
- Ребята, а у меня сегодня с собой есть сундук моей бабушки. «Арча» по-чувашски. Как вы думаете, что она может здесь хранить? ( Учитель достаёт из сундука тухью, подвески, чувашскую вышивку)
- Как вы думает, что это такое? (Головной убор - тухья, украшение из монет, которое вешают на грудь.)
По преданиям, в древности эти наряды служили доспехами. Давным – давно даже женщины воевали, были как амазонки. Кто из вас хочет примерить на себя наряд? (Надеть на девочку)
-Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Как вы думаете, для чего они это делали? Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов… ( Из сундука учитель достает и показывает детям чувашскую вышивку)
- Ребята, на этом мы с вами и закончим беседу о своей малой Родине, где мы родились и живем. Я думаю, что мы сегодня убедились еще раз какая интересная история нашей малой родины, а какая красота прячется за неброскими видами нашей природы.
- Что нового сегодня вы узнали о нашем крае?
- Нужно ли любить свой край? И почему его называют краем ста тысяч песен?
Любите и гордитесь своей малой Родиной!!! Изучайте чувашские песни. Ведь в них запечатлена душа народа, доброго, гостеприимного и искусного. Ведь недаром Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч слов и ста тысяч вышивок.