Титульный лист
Название муниципального образования – Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Коряжмы» (8-818-3-47-78)
Ф.И.О. автора – Константинова Инга Александровна
Место и почтовый адрес работы – г.Коряжма, проспект Ленина д.8
Должность – учитель начальных классов
Квалификационная категория - высшая
Номинация – Методическая разработка классного часа
Название работы – «В семейном кругу мы с вами живём!»
Электронный адрес автора конкурсной работы – konstinga@yandex.ru
Контактный телефон – 8 921 293 95 80
Конкурсная работа
«В семейном кругу мы с вами живём!»
Аннотация к классному часу
Разработка классного часа предназначена для учащихся 1-4 классов. Мероприятие посвящено семье, семейным традициям. Тема семьи всегда значима и важна, т.к. семья – это люди, которые окружают человека с самого начала его жизни и до самого её конца, его воспитывают и учат. В семье закладываются основы духовно-нравственного становления личности ребёнка. Использование предложенных материалов позволит педагогам применить их на классных часах для сплочения и укрепления семьи.
Учебно-методическая разработка классного часа "В семейном кругу мы с вами живём!"
* Общедидактическая цель: создать условия для нравственного воспитания школьников; * Триединая дидактическая цель: развивающий аспект: - способствовать расширению кругозора детей, мышления, словарного запаса; - развивать связную речь, эмоциональную сферу, коммуникативные умения; образовательный аспект: -стимулировать интерес учащихся к семейным традициям; -знакомить учащихся с понятиями «семья», «семейные традиции», «семейные ценности»; воспитательный аспект: - способствовать формированию семейных ценностей, интереса к семейным традициям; - воспитанию сотрудничества с одноклассниками;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
познакомятся с понятиями «семья, «семейные традиции», «родительский дом», «семейные ценности»
Метапредметные:
познавательные: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих классных часах;
регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на классном часе с помощью учителя, контролируют себя, свои эмоции, оценивают свою деятельность, успешность в достижении цели
коммуникативные: доносят свою позицию до других, работая в группе
Личностные:
называют и объясняют свои чувства и ощущения в ходе занятия
Ход классного часа:
Организационно- мотивационный момент.
- Вы такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные лица, надеюсь мне будет очень приятно общаться с вами.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплимент. Поблагодарите друг друга.
Вступление.
- Сегодня мы поговорим,…а о чём, угадайте сами.
(Учитель вывешивает на доску ребус (Семья) переворачивает)
- Молодцы! Мы будем говорить о семье.
Определите цель нашего занятия.
Вспомним… Узнаем…. Научимся…
(дети высказывают свои мысли, формулируя главную цель внеклассного мероприятия)
-Семья – это самое дорогое, что у нас есть. Тема нашего классного часа « В семейном кругу мы с вами живём ».
- Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)
По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…
-Какой лучик забыли?(Себя).
-Что у нас получилось?(Семья – солнышко.)
- Я неслучайно выбрала солнышко. От солнышка - тепло, от матери – добро.
3) Беседа «Моя семья. Отношения в семье»
- Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.
-Что же такое семья? Обратимся к научному источнику. (С.И.Ожегов)
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. Перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (класс).
3. Группа животных, птиц.( Пчелиная семья).
- У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку мы сможем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться с ними. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.
В семейном кругу мы с вами живем
О
снова основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
(читаем классом на фоне минусовки песни «Родительский дом»)
4) Работа в группах
- Раньше на Руси были большие и дружные семьи. Наверное, поэтому о доме и семье говорили с большим уважением. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки …Во многих из них говорится о семье.
ЗАДАНИЕ: Составить из слов пословицу или поговорку и объяснить смысл.
Лад – это согласие, мир, порядок. Если в семье лад, то всем комфортно. Это дороже любых ценностей, любого клада.
Красива изба не углами, т.е. не внешним видом, убранством,
а красива пирогами, т. е. гостеприимством.
«Красный» - раньше обозначал «красивый».
Часто говорится при возвращении домой после долгого отсутствия
или при сборах домой откуда-либо.
Когда в семье все хорошо — в сердце и на душе светло». Ведь никто не
может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди.
ПРОВЕРКА (прочитать и объяснить)
Выставки:
В классе были организованы выставки рисунков « Я и моя семья», семейных совместных поделок «Семейное творчество», фотовыставка « Наша семья». ( Похвалить ребят за участие, обратить внимание на все работы учащихся)
5) Физминутка.
А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
6) Составление родительского дома.
- Где может жить семья?
- Я предлагаю вам для семьи собрать из брёвен родительский дом.
- А что нужно, чтобы в доме было счастье?
Какие чувства должны объединять членов семьи?
( любовь, доброта, уважение, забота, тепло, понимание)
- Каждое брёвнышко будет обозначать те качества людей, которые вы только что назвали. (выходят ученики и выкладывают на доске)
Сейчас я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И тогда правитель спросил у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”.
- Мы собрали наш дом – родительский дом. Мы видим из чего складывается семья… А ведь количество брёвнышек у каждой семьи будет разное. Почему?
(Все семьи разные, все семьи счастливы по-своему).
- Чем же крепка семья?
(Любовью, добротой, пониманием, уважением, заботой и теплом друг о друге).
Можно добавить…..ТЕРПЕНИЕ, ТРАДИЦИИ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ДРУЖБА, ТЕПЛО…
7) Семейные традиции.
- Каждая семья крепка и традициями. Что такое традиции?
Обратимся к научному источнику – к словарю С.И.Ожегова.
- Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить
-Думаю, что традиции есть и в ваших семьях. Каждой команде выданы по 2 рисунка. Угадайте и расскажите о какой традиции идёт речь.
(Детям выдаются листочки с традициями)
- У кого соблюдается такая традиция в семье.
Традиции:
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить предметы старины, принадлежавшие родственникам.
- Какие предметы старины хранятся в ваших семьях?
• Собираться всей семьёй и отмечать праздники;
-Ответы в группах начинайте со слов: « Мы в своей семье выбрали традицию….»
7) Новый год – семейная традиция.
- Что мы делаем под Новый год? Загадываем желание.
- Загадайте желание и напишите его на новогодней игрушке.
- Какой вы бы хотели видеть свою семью.
- Напишите самые важные слова, которые необходимы для семейного счастья.
- Игрушку украсьте рисунком!
Я хочу пожелать своей семье СЧАСТЬЯ. (показ прикрепления игрушки к ёлке).
-Кто из вас готов – украсьте нашу новогоднюю ёлочку игрушками со своими пожеланиями. (Дети подходят и прикрепляют на свои пожелания).
-Я тоже желаю вашим семьям…добра, любви, уважения, понимания. (Учитель перечисляет все качества, которыми ценится семья на показе «Родительского дома»)
Под Новый год я всем желаю счастья!
Пусть ваши мамы, папы крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут ненастья,
И солнечным пусть будет каждый час!
-Каждый из вас пожелал своей семье что-то хорошее, доброе…
Наша ёлочка зажглась пожеланиями. А кто исполняет наши желания?
(Дед Мороз и Снегурочка).
– А где живёт Дед Мороз?
9) Обереги на память.
- Мы живём с вами в городе Коряжме, который находится на юге Архангельской области, недалеко от Великого Устюга. (карта Архангельской области)
- Наши города входят в большую семью городов РУССКОГО СЕВЕРА.
-В канун Нового года решили для вас сделать новогодний подарок. Подарить куклу-берегиню . Мы изготовили её на кружке «Очумелые ручки».
-Раньше на Руси в каждой семье был оберег - «Матушка-хозяюшка-берегиня», которая символизировала благополучие, любовь и согласие в семье.
Поэтому передаём друг другу подарок с пожеланиями мира, добра , любви, понимания…всего самого хорошего семье, в которой вы живёте, и каждому из вас. Ведь вы – тоже большая дружная семья.
8) Итоги:
Чем Вам понравилось наше занятие? Чему вы научились, что узнали нового на классном часе? (обмен мнениями)
-На парте лежат 2 солнышка.
-Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению в конце нашего мероприятия.
-Подумайте, хорошо ли вы работали, были ли вы активны, понравилось ли мероприятие?
(поднимаю своё солнышко)
-Большое спасибо всем вам за работу и внимание. Вы были мне помощниками.
-Ребята, будьте добрее и внимательнее к своим близким! Спасибо за работу!
Список используемой литературы:
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1982
Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.
Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи // Старый и новый быт. 1927.
Иванов, М.А., Прежде всего мы - родители / М.А. Иванов.- М.: Советская Россия, 1986.
Лихачев, Б.Т. Простые истины воспитания / Б.Т. Лихачев.- М.: Педагогика, 1983.
Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании.- М.: Профиздат, 1989.
8