kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по религии Священные сооружения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией по ОРКСЭ в 4 классе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по религии Священные сооружения»

Тема урока «Священные сооружения» (урок 1)

Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи урока:

-Сформировать представление о священных сооружениях иудаизма, христианства

- Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

-Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

-Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

-Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

-Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур», презентация, наглядный материал.
Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний

Назовите известные вам религии мира.

Давайте, вспомним, на территории каких стран возникли эти религии.

Что объединяет людей всех религиозных культур? (вера, поклонение,обращение к Богу через  молитву)

 А что такое молитва? (Молитва – путь для общения с Богом, разговор с ним)                            

              Вы знаете, где  люди совершают молитву?(в храме, Церковь, храм, мечеть). 

  1. Постановка проблемы урока  

           Прочитайте эпиграф: «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»).(запись на доске)

           Как вы думаете, о чем говорится в этом эпиграфе и какая здесь главная мысль?                            

  Как вы считаете, если в разных религиях есть священные книги, хранители  преданий, таинства, молитвы, то должны ли существовать священные сооружения, т. е.  места для ритуальных действий?  

Посмотрите на слайды презентации и попытайтесь догадаться, о чем мы сегодня  будем  говорить  на уроке? Слайд

     Ответы учащихся

Что вы знаете о священных сооружениях?

Что бы вы хотели  узнать о них?

4 Работа над новым материалом.

Да, ребята, все они красивые и разные. Но назначение у них одно… А какое, мы с вами сегодня и узнаем. Также бы научимся различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям. Это тема нашего урока.

А теперь, послушайте мой рассказ. В далекие времена люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Они еще не умели строить дома, поэтому иногда для этих целей им служил переносной шатер (например, у древних евреев он назывался скинией), а иногда это были собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» – по-английски означает камень) (слайд) Стоунхендж внесён в список Всемирного наследия. Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона. Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров.

Позднее люди стали сооружать храмы. В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, в Междуречье, в Индии, в Китае, в Японии люди строили храмы, посвященные своим богам, для совершения богослужений и религиозных обрядов.

         С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.

Объясните значение слова «храм», найдите значение в словаре.

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

        Что называют священным сооружением? (работа с ключевым словом на стр. 30).

         Запись определения  в тетрадь.

        Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению.

А теперь вернемся назад в будущее и более подробно познакомимся со священными сооружениями иудаизма.

Иерусалим. Когда люди построили Храм Единого Бога в Иерусалиме, он стал центром, вокруг которого проходила вся жизнь еврейского народа. Строить Первый Иерусалимский Храм начал сын царя Давида - Соломон. Соломон получил от отца план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству. Он обратился за помощью к царю Тирскому - Хираму., который присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.

Храм был разделен на два помещения: внешнее - Святилище и внутренне - Святая Святых. ВСвятая Святых был перенесен Ковчег Завета - ящик со Скрижалями Завета, каменными досками, на которых были высечены десять заповедей. Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов. Во внешней части Храма - Святилище - находился золотой алтарь - жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения - на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора - золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.

Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон. Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней.

В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором и полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.

Его разрушение иудеи воспринимали, как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекратились. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня.

Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Синагога – («дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания»

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит аронкодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (аронкодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нертамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. Рядом с нертамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Мужчины и женщины, присутствующие на богослужении в синагоге, должны сидеть отдельно, для этого для них устроены раздельные помещения. Во время молитвы мужчины надевают тфилин - специальные коробочки, которые крепятся к голове и правой руке ремнями. В них находятся определенные фрагменты из Торы, написанные вручную на пергамене. Голова мужчины, в знак смирения перед Богом, всегда должна быть покрыта - это может быть маленькая круглая шапочка на затылке - кипà, широкополая шляпа или меховая шапка. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом - молитвенным покрывалом.

Познакомимся с христианским храмом. Какие чувства вы ощущаете?

Рассмотрите слайды, назовите знакомые сооружения.

Христианские храмы (церкви) начали возникать уже вскоре после смерти Христа. Внешние формы этих храмов очень разнообразны. Но есть общие черты для всех христианских храмов. Формирование архитектурного облика храма связано с развитием христианского богослужения. Прообразом храма послужила Скиния Моисея, а преемственно он был связан с Сионской горницей, где Христос совершил первую Евхаристию.

Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души. Храм включает алтарь, среднюю часть и притвор. Здание храма венчает купол с установленным на нем крестом, символом спасения. По соседству с нашей школой стоит Храм Всех Святых.

- Форма купола символизирует пламя горящей свечи. Храм могут венчать несколько куполов: однокупольный символизирует Спасителя, трехкупольный – Святую Троицу, пятикупольный – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольный – апостолов-учеников Христа. Внутри средней части храма могут размещаться также хоры (галереи) и дополнительные приделы – особые алтари (также обращенные на восток), отделенные от основного храма собственным иконостасом.

Как ветхозаветная скиния и Храм Соломона, храмы состоят из главных частей: притвора с папертью, средней части храма, и алтаря.

Притвор составляет самую западную часть храма и, обыкновенно, отделяется стеной от собственно церкви. Он предназначался для оглашенных и кающихся. В древности здесь устраивалась купель для крещения и здесь же христиане вкушали за общим столом трапезу по окончании Богослужения. Перед входом в притвор находится возвышенная площадка, называемая папертью. Кающиеся, стоявшие на паперти, назывались беспокровными.

Средняя часть храма предназначается для верных - тех, кто верует во Христа и участвует в дарах благодати Христовой. Мужчины во время Богослужения обыкновенно располагаются на правой стороне храма, а женщины - на левой. В древности посредине церкви всегда устраивался амвон - возвышенное место с несколькими ступенями. На него епископы и священники восходили на проповеди, диаконы для чтения Евангелия, а чтецы для чтения Деяний и Посланий апостольских, Амвону усвоялось значение камня, с которого Ангел благовествовал о Воскресении Христовом. Ныне амвон посреди церкви, называемый архиерейским, ставится лишь в кафедральных соборах.на нем архиерии облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. Амвоном же теперь называют часть солей - возвышения перед иконостасом - напротив Царских врат. По сторонам солеи устраиваются клиросы для чтецов и певцов, а подле клиросов ставятся хоругви - иконы, висящие на древках в виде знамени. Как церковные знамена они и носятся верующими при крестных ходах.

Алтарь, где стоит святой престол, составляет восточное отделение храма. Как показывает значение самого слова, алтарь устраивается всегда выше прочих частей храма, становясь, таким образом, видимым для предстоящих в храме.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом - стеной, установленный иконами и имеющей трое дверей, или врат. Средние и самые большие из них называются Царскими вратами, по­тому что при литургии через них в Святых Дарах не­видимо исходит сам Царь Славы. Открытие Царских врат, ведущих в ту часть алтаря, где находится престол, знаменует открытие людям Царствия Небесного. Двое же других, меньших дверей, расположенных по обеим сторонам от Царских, называются диаконскими: одни - южные (справа), а другие - северные (слева).

Рядом с храмом обычно располагается колокольня (или звонница).

Интерьер храма часто покрывают настенные росписи - фрески. Фрески располагаются соответственно символике частей храма и иерархии священных изображений. Каждая фреска выражает таинственное присутствие изображаемого святого. Все росписи соединены в единую догматическую систему, связанную с литургическим действом и служат образным назиданием для верующих.

Одной из главных частей интерьера храма является купол, в нем изображают Христа Пантократора (Вседержителя). Под ним, в барабане – пророки или апостолы, либо восемь чинов Ангельских. На парусах, поддерживающих барабан – четыре апостола - евангелиста.

Алтарь тоже расписан фресками. На них изображается Богоматерь-Царица Небесная в окружении херувимов, ниже ее – сцена «Евхаристии», под ней – образы святителей и учителей Церкви, обращенные к горнему месту.

В русских православных храмах нет сидений, верующие стоят во время богослужения. Сесть ненадолго могут только больные или старые люди. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор, а женщинам положено наоборот накрыть голову.

В католических и протестантских церквях пространство вокруг алтаря является открытым. В католических храмах кроме икон бывают еще и скульптурные изображения, а в протестантских храмах очень часто никаких изображений нет. В католических и протестантских храмах стоят скамейки, на которых во время богослужения верующие сидят, вставая только во время самых торжественных моментов.

5.Первичное закрепление материала.

А теперь хотелось бы задать вам несколько вопросов.

- О каких священных сооружениях мы говорили на уроке?

-Как вы думаете, зачем нужны священные сооружения?

- Как вы думаете, почему синагога не считается у иудеев храмом?

-Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.

-Что же характерно для православного храма как архитектурного сооружения?

Работа в группах.

(Каждая группа получает конверт с фрагментами изображений священных сооружений)

- Определить к какой религиозной культуре относятся сооружения, указать характерные и отличительные черты.

Далее выслушиваются составленные рассказы о священных сооружениях.

6I.Итог урока. Домашнее задание.

- С какими священными сооружениями мы познакомились сегодня?

- Как должны к ним относиться люди?

- Как вы думаете, почему сложились особые правила поведения в храмах?

- Зачем нам необходимо беречь такие архитектурные сооружения?





















Тема урока «Священные сооружения ислама и буддизма » (урок 2)



       Цель урока: познакомить  учащихся с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений     

Задачи урока:

  - формирование  знания о священных сооружениях на примере храмов и религий ислама и буддизма;

  - развитие представлений о священных сооружениях религий мира;

  - содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий;

 - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных   традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам   людей разных вероисповеданий.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур», презентация, наглядный материал.
Ход урока


  1. Организация деятельности учащихся.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

С какими священными сооружениями мы познакомились на прошлом уроке?

Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?


Работая в парах, заполните таблицу.


Священные сооружения

Отличительные особенности

Иудаизм



Христианство



3.Постановка проблемы урока  

Обратимся к нашей презентации, все ли священные сооружения,которые здесь изображены нам известны?

Как вы думаете, что это за сооружения?

Какие еще религии народов мира вам известны?

 Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения?

Кто из вас знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?

4.Работа по теме урока.

Мечеть – молитвенное здание в исламе. Устройство мечети сложилось еще во времена первых приемников Мухаммада.

Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву.

В каждой мечети обязательно есть ниша (михраб), всегда обращенная в сторону Мекки. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы.

В мечети нет картин, скульптур, никаких изображений живых существ. Она украшена лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

В мечеть верующие входят без обуви, пол там застлан циновками и коврами. Перед молитвой мусульманам предписано совершать Омовение.

Кто знает, что это такое?

Женщины в мечети располагаются на балконе или в конце зала за занавесом.

(Слайд :  в женской части мечети)

Кто руководит молитвой в мечети?

Как выстраиваются верующие во время молитвы?

(Слайд :  намаз)

Мечеть – это дом Аллаха. Сюда может прийти любой верующий, желая совершить молитву, обратится к Всевышнему со своими просьбами, подать милостыню и сделать пожертвование.

Первым домом Аллаха на земле была Кааба, расположенная в Мекке.

(Слайд :Кааба)

Комментированное чтение текста в учебном пособии.

Буддийские священные сооружения- Ребята, вы уже знаете, как буддисты похоронили Будду?

          (Тело Будды было кремировано, т.е. сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в специальные сооружения – Ступы.

(Слайд )

Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму.

Позже в ступы стали помещать священные книги, другие буддийские реликвии.

Первоначально ступы состояли из трех частей – ступенчатое основание, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика.

(Слайд : ступа великого просветления в Бодхгае. Индия;)

Но потом стали строить все более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды.

(Слайд : пагоды)

Алтарь – главное место храма.

(Слайд 1:  буддийский алтарь)

Он находится на северной стороне, т.к. считается, что страна будд находится на севере. В центре алтарной части, на возвышенности обычно размещается статуя Будды. Слева и справа от нее находится статуя святых и бодхисаттв, священные тексты и ступа.

Перед статуями располагаются 7 чаш с различными подношениями: в одной – питьевая вода – символ чистоты ума, в другой – вода для омовения – символ чистоты тела, в третьей цветы – символ чистоты взгляда, в четвертой – зажженная лампада – символ мудрости, в пятой – вода с благовониями – символ преданности учению, в шестой – рис, фрукты и сладости, в седьмой – колокольчик – символ пробуждения живых существ, слышаших учения.

 Войдя в храм, верующие снимают головные уборы, ведут себя тихо и скромно.

Дунчен – медный духовой инструмент больших размеров в виде хобота слона.

(Слайд : дунчен)

 Его длина достигает 3 - 4 метров. Из-за большого веса при игре инструмент устанавливается на специальную подставку или на плечо помощника – хуварака. Дунчен имитирует рев быка или слона. Игрой на дунчене по традиции начинаются молебны, извещая о начале богослужения. Звуки этого инструмента обладают такой силой, что слышны за 5 – 6 километров от дацана (монастыря).

Комментированное чтение в учебном пособии.

5.Рефлексия.

С какими религиозными сооружениями вы сегодня познакомились?

Что нового для себя узнали?

О чем расскажите дома родителям?

6.Домашнее задание

Прочитать и обсудить с родителями текст из учебного пособия.

Вместе со старшими письменно опишите одно из религиозных сооруженийнашего города Серпухова.








Тема урока «Священные сооружения»(урок 3)

Цели: обобщить знания об основных священных сооружениях мировых религий: церковь, храм, синагога, мечеть, ступа; позннакомиться со священными сооружениями родного города на основе выступлений учащихся

Оборудование: презентация, наглядный материал.
Ход урока


  1. Организация деятельности учащихся.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний


Выберите из списков слова, подходящие по смыслу:


В каждом христианском храме обязательно……………….. . (должен быть алтарь)


В православных храмах обязательно есть…….. . (иконы)


В синагоге в богослужении используется……….. ( свиток Торы). Мужчины во время молитвы надевают……. . (тфилин)

Тест

1. Еврейский  «дом собраний» - это

А) церковь;

Б) синагога;

В) мечеть.

2. Фрески  - это

А) роспись стен;

Б) роспись картин;

В) роспись икон.

3. Икона – это

А) изображение животных;

Б) изображение Христа и святых;

В) изображение сказочных героев.

4. Менора – это

А) светильник;

Б) книга;

В) комната.

  1. Постановка проблемы урока  

Какое задание вы выполняли дома?(подготовили сообщение об одном из религиозных сооружений нашего города Серпухова)

4.Работа по теме урока.

Выступление детей об одном из религиозных сооружений нашего города Серпухова.

5.Рефлексия.

Что нового для себя узнали?

О чем расскажите дома родителям?

6.Домашнее задание

Совершить с родителями экскурсию на Соборную гору.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по религии Священные сооружения

Автор: Полякова Светлана Валентиновна

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "карта урока "Священные сооружения" "
    ["seo_title"] => string(41) "karta-uroka-sviashchiennyie-sooruzhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "204857"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429737744"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Священные сооружения» "
    ["seo_title"] => string(31) "sviashchiennyie-sooruzhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "219813"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374944"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) ""Священные сооружения » "
    ["seo_title"] => string(31) "sviashchiennyie-sooruzhieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "219814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434375152"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Буддизм и его философская сущность" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-buddizm-i-iegho-filosofskaia-sushchnost"
    ["file_id"] => string(6) "112180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408385647"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Презентация к уроку ОРКиСЭ"
    ["seo_title"] => string(30) "prezentatsiia_k_uroku_orkise_2"
    ["file_id"] => string(6) "621935"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1672251799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства