15 февраля исполнилось 30 лет со дня вывода ограниченного контингента войск в составе 40-ой армии из Афганистана. 30 лет назад, 15 февраля 1989 года закончилась война
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники: зам. директора по ВР, зав. сельской библиотекой, руководитель музея, учитель истории, ветераны Афганской войны, учащиеся 7-11 кл,
Ход мероприятия
Руководитель музея:
Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
Выходят ведущие - ученики 9, 11 класса.
1 Ведущий:
15 февраля исполнилось 30 лет со дня вывода ограниченного контингента войск в составе 40-ой армии из Афганистана. 30 лет назад, 15 февраля 1989 года закончилась война…
2 Ведущий:
Война, начавшаяся без объявления и длившаяся 9 лет….
3 Ведущий:
Война, в которой погибли советские солдаты и офицеры.
Война, о которой еще 54 416 бывшим и нынешним военным напоминают шрамы от ран, боль от потери друзей, сны, в которых еще до сих пор идут бои….
1 Ведущий:
Война, в которой мы не выиграли, но и не проиграли.
Война, о которой до сих пор неохотно вспоминают власти и спорят политики.
2 Ведущий:
Я не знаю, кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и не нужно
Опускали их в вечный покой.
Руководитель музея:
Афганские события начались 25 декабря 1979 года, когда в Кабуле высадился первый эшелон 103 воздушно-десантной дивизии, а завершились 15 февраля 1989 года. На афганской земле советские военнослужащие продемонстрировали свое боевое мастерство, организованность и высокие морально-боевые качества, ставшие прочной основой их успешных боевых действий.
3 Ведущий:
Более девяти лет продолжалась война, которая длилась 3341 день, страшная, жестокая.
Выступление учителя истории.
1 Ведущий:
Всего через афганскую войну прошло более полумиллиона человек. Несомненно, что у каждого из них участие в войне оставило незаживающую боль на многие годы. Тысячи людей сегодня страдают от полученных ран, заболеваний, а немало осталось на всю жизнь калеками.
2 Ведущий:
18 лет. Они перешагнули порог зрелости и уезжали от матерей, расставались с любимыми, не думая, что готовы к испытаниям. И никто из них не предполагал, что ждет их, вчерашних мальчишек, в Афгане. И многие из них не знали, что ценой этим испытаниям будет их жизнь.
3 Ведущий:
Сегодня на нашей встрече присутствуют люди, которые участвовали в боевых действиях в Афганистане, воины -интернационалисты Сотов Алексей Евгеньевич и Колотуша Сергей Анатольевич. Давайте их поприветствуем.
1 Ведущий:
Уважаемые ветераны! Благодарная память о вашем подвиге не имеет права померкнуть, Вы всегда остаетесь для нас примером мужества, стойкости и героизма. Вы прошли ту страшную войну и выжили, ради всех нас. Чтобы новому поколению рассказать, что память о подвиге наших воинов всегда будет в наших сердцах и чтобы не говорили. Люди, прошедшие войну, с честью выполнили свой долг.
Уважаемый Алексей Евгеньевич и Сергей Анатольевич, нам бы очень хотелось, чтобы вы поделились с нами вашими воспоминаниями.
Общение учащихся с ветеранами.
Ученица 7 класса:
Прими благодарность, войны ветеран,
Войны охватившей, Афганистан,
Войны, что не прошенной в гости пришла,
Войны, что по жизни, по сердцу прошла!
Свой воинский долг ты исполнил солдат,
И вместе со всеми, ты очень был рад,
Дню вывода войск, возвращенью домой,
Ты в той мясорубке остался живой!
С Днем вывода войск, тебя поздравляем,
Здоровья и счастья мы дружно желаем,
Пусть будет в судьбе твоей мир и покой,
И чистое небо над головой!
Вручение цветов и сувениров.
Песня «Синева» исп. учащиеся 9 класса
2 Ведущий:
За мужество и героизм, за честью выполненный долг орденами и
медалями СССР награждено 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно – 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из ни – 23 посмертно.
Ученик 7 класса подходит к передвижной выставке «Воины-афганцы,
сыны земли Александровской…»
Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть прошло долгих 30 лет…
Я давно уж не тот пацан,
Только твой не истерся след,
След, что люди зовут Судьба.
Злость прошла на своих врагов,
Притупилась боль старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган.
3 Ведущий:
За девять лет через Афганистан прошли около 600 тысяч советских воинов. Мы потеряли убитыми и мершими от ран 15053 человека, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 человек. Стали инвалидами войны – 6669 человек.
1 Ведущий:
Нельзя забывать о солдатах этой войны! Десятки тысяч солдат и офицеров, прошедших Афганистан, честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы - настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон. Давайте склоним головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, уйдя в бессмертие. Сердцем вспомним своим, это нужно не мертвым, это нужно живым!
Минута молчания на фоне видеоклипа «Зажгите свечи».
2 Ведущий:
А те, кто вернулся живой, до сих пор в ночных кошмарах снова теряют своих друзей, горят в танках, БТР и вертолетах, подрываются на минах…
Исполнение песни «Журавли» - учащиеся 11 класса
3 Ведущий:
«У войны не женское лицо». Эта, ставшая крылатой фраза, понятна каждому: во все времена женское лицо было символом красоты и нежности, любви и материнства, мира и дружбы.
1 Ведущий:
Какое же все-таки лицо у войны? Мужское? Вряд ли. Да и есть ли вообще у войны лицо?
Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Неприметные в гряде почты конверты. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно - же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными по сути людьми. А вдали от них в сотнях километров в унисон солдатским сердцам бились сердца их матерей, которые чувствовали, молились, надеялись и ждали, ждали, ждали…
Руководитель музея:
Среди экспонатов музея школы находятся подлинные фронтовые письма. Эти предметы относится к разделу «Родина-Мать зовет! Сыны Отечества». Ценность экспонатов в том, что они дают представление о солдатской полевой почте. Поэтому фронтовые письма считаются уникальным экспонатом школьного музея. Совсем недавно наш музей пополнился письмами, пришедшими в наше село с афганской земли. Их писал 30 лет назад наш односельчанин, молодой мальчишка-призывник Яушев Александр Михайлович. А передала письма на хранение мама – Яушева Надежда Дмитриевна. Эти письма, пронизанные любовью к своим близким, к матери, воспоминания о беззаботных годах детства и юности, написаны просто, без замысловатых изысков. Но когда читаешь их, они затрагивают душу и сердце. Ведь написаны эти строки под раскаленным небом Афгана.
Учащиеся 8 класса читают фрагменты писем – экспонатов музея.
1 ученик:
«…. Мои дорогие, мои любимые мама, папа и Виталик!» Родная, с большим «Шумбрат», с солдатским приветом твой сын Александр. Мама, как глупо я делал, не ходил на твои концерты. Песня «Выходил на поля молодой агроном» у тебя хорошо получалась. Напиши мне слова песни «чуфтонь мазы», про яблоню….»
2 ученик:
«…..Живем и строим, служба идет. Мама, ты наверное не поверишь, узнав, что Кабул, как говорится, большой кишлак. Куда ни глянь, везде глиняные стены, лишь в некоторых местах стоят современные красивые дома. Женщины ходят в парандже. Посмотрел, как люди живут. Дети, как беспризорники, грязные, косматые, в рванье одетые, по-русски разговаривают – позавидуешь. Очень бедная страна…..»
3 ученик:
«….Ну что писать. Строим, хожу в наряды, одним словом жизнь идет своим чередом. К нам сегодня пригнали 6 вертолетов МИ-24, новеньких, смотреть приятно…»
Руководитель музея:
И ни в одном из писем ни строчки о том, что в действительности выпало на долю этого солдата. О том, как заново возводили разрушенное душманами за ночь. О том, что за время обстрела получил ранение в ногу, после чего пришлось долго-долго лечиться.
2 Ведущий:
Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ. Ведь даже сейчас после распада СССР, границы Таджикистана с Афганистаном охраняет Московский пограничный отряд.
3 Ведущий:
Сегодняшние мальчишки продолжили эстафету Мужества. И Чечня, как когда-то Афганистан, стала многострадальной землей. И здесь наши солдаты, подавая руку дружбы и спасая судьбу человечества, порой отдавали свои, совсем юные жизни ради мира на земле.
1 Ведущий:
Перевернем истории страницу,
Затихнет вьюга тех горячих дней.
Кто был в Афганистане, пусть гордится,
Кто не бывал, об этом не жалей.
2 Ведущий:
У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война.
Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны» исп. ученица 9 класса
Руководитель музея:
Ребята, хочется верить, что сегодняшняя встреча была для вас небесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.
Приложение
Фотографии мероприятия «Живая память» в школьном музее.
Под стеклом новый экспонат – письма с Афганской земли, присланные нашим земляком – Яушевым А.М.
Гость мероприятия – участник Афганских событий Сотов А.Е.