Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развитие самооценки учащихся; умение высказывать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности "Добро и зло" »
УРОК НРАВСТВЕННОСТИ:
«ДОБРО И ЗЛО»
Надо очень добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы, хоть чуточку добрей.
Цель: развивать представлений учащихся о добре и зле; воспитывать стремления совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; учить высказывать свои мысли.
Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово, что ясный день”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”; рисунки сказочных героев (добрых и злых); рисунки городов и островов; рисунки кота Леопольда, запись песни “Если добрый ты”, «Дорога добра»; ракета и звёзды; чашечные весы, таблички с надписями ЗАВИСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВОЙНА, ЛОЖЬ, НЕСЧАСТЬЕ, БЕДА; МИЛОСЕРДИЕ, ВНИМАНИЕ, ДРУЖБА, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, аппликации: дом, солнышко, фигурки детей, облака, цветы, фигурки птиц и зверей.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Послушайте внимательно стихотворения, которые прочитают ваши одноклассники, и постарайтесь определить тему нашего общения.
1 ученик:
Каждый знает, этот мир,
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2 ученик:
Они борются с годами,
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать,
Кому в этом помогать.
3 ученик:
Если хочешь в мире темном,
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови,
В царство зла тебе дорога.
4 ученик:
Ну, а если ты с улыбкой,
И хорошим делом тоже,
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5 ученик:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки,
И к тебе добром придут!
Учитель: Так о чем же мы будем сегодня беседовать? Ответы детей.
Учитель:
Каждый сам, наверно, представляет:
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром, со злом как тяжело.
Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будим говорить о доброте и добрых делах.
-Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое.
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит природу и бережет ее.
Путешествие на Планету Добра
Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.
- Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? (Ответы детей)
Учитель: Ребята, посмотрите какая большая планета Добра. Здесь есть волшебные острова и города.
Учитель: - А знаете, кто самый главный на этой планете? (Кот Леопольд)
- Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам?
(Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Учитель: Жить дружно - это хорошо или плохо?
- Дружба- это доброе дело?
- Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке(экран настроения), чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Учитель: А теперь кот Леопольд предлагает нам отправиться в путешествие по планете Добра.
Мы отправляемся на остров Пословиц.
- Как вы думаете, почему наш путь начинается именно с этого острова? Ответы детей.
Учитель: Оказывается, ребята, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отражали в пословицах, которые передавались из уст в уста.
1 пословица: “Не одежда красит человека, а его добрые дела”
Учитель: Как понимаете смысл этой пословицы?
2 пословица: “Доброе слово, что ясный день”
Учитель: Как понимаете смысл этой пословицы?
Учитель: Доброе слово дарит радость, тепло. Как солнышко в ясный день.
- Мы рассмотрели только 2 пословицы, а на самом деле их существует множество. В дальнейшем мы продолжим с ними знакомство.
Учитель:А сейчас кот Леопольдпредлагает спеть песню (песня «Если добрыйты»)
Мы продолжаем путешествовать, и отправляемся наполуостров Историй
Учитель: Сейчас кот Леопольд предлагает вам послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Беседа по содержанию рассказа
Учитель: - Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
- Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).
- Правильно. Этот случай учит быть добрым, помогать тем, кто в этом нуждается.
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- Добрый человек любит природу и бережет ее.
Мы продолжаем своё путешествие, и отправляемся вгород Вежливости
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Ежели вы вежливые,
Добренькие детки,
Вы всегда поможете
И бабушке, соседке.
Ежели вы добрые
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы добрые,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы добрые,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Учитель: - Ребята, а какие вы знаете вежливые слова?
- А сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
1.Слова коротенькие эти.
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день).
3. Мальчик вежливый и развитый.
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
4.И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
5. Растает даже ледяная глыба.
От слова тёплого…(спасибо).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим:…(простите, пожалуйста)
7. Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю…(пожалуйста).
8. Девочки и мальчики
С утра, с самой зари
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите
Всегда и всем говорите.
А теперь кот Леопольд предлагает нам отправиться вСказочную долину.
Учитель: Давайте вспомним сказку (иллюстрация к сказке «Морозко»)…..
Дети: «Морозко»
Учитель: Помните, как добрые слова падчерицы заставили Морозко сжалиться над ней? (зачитывается отрывок)
Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми.
Учитель: - Ребята, вы любите сказки?
- Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру“Сказочный герой – добрый или злой?”.. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – топаете ногами. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина и др.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.
- А сейчас ребята ещё раз расскажут, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Учитель:
Но как бы нас жизнь, ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Продолжаем путешествие. Наш дальнейший путь лежит к острову Добрых Надежд.
Учитель: - Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
Учитель: - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
Учитель: - На одну чашу мы будем класть "зло" (таблички с надписями "Зависть", "Жадность", "Грубость" и т.д.), а на другую добро (таблички с надписями «Внимание», «Дружба», «Взаимопомощь» и т.д.)
- Каких же табличек больше? Что же у нас победило: добро или зло?
Учитель: - Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Учитель: - Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
Учитель: - Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На доску каждый ребенок прикрепляет заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, птицы, деревья, фигурки детей, облака, солнце. Получается красивая аппликация.
Учитель: - Как мы назовем эту картину? ("Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло").
Учитель: - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).
Вывод:– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.
А теперь подошло время нам возвращаться обратно на свою планету Земля, чтобы творить добро на ней.
Подведение итогов урока нравственности.
Учитель:– Давайте еще раз вспомним, какие качества должны жить в сердце каждого человека, чтобы в вашем классе, в вашей жизни всегда светило солнце счастья? (Учитель раздает детям лучики, на которых написаны положительные качества и прикрепляют к солнышку на доске).
Учитель:– Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми.
Учитель:– Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит из одной ладошки в другую, и как нам становится хорошо и тепло на душе от этого. Вы чувствуете? Давайте построим «пирамиду счастья» из наших рук.
Учитель:– Смотрите, какая высокая получилась пирамида, потому что все вместе, мы дружные, добрые и счастливые.
Рефлексия
Учитель:– Наше мероприятие подходит к концу, и мне хотелось бы узнать, что интересного и важного было для вас сегодня? Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?
Учитель:– Закончить наше занятие мне хочется словами М.Горького«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
А сейчас кот Леопольд нам предлагает спеть песню «Дорога добра»