2. Развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, творческих способностей, обогащению их словарного запаса.
3. Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость через эмоциональное восприятие произведения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организацион ный момент. Этап мотивации. | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. | Улыбаются друг другу, настраиваются на позитивную деятельность | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Создание проблемной ситуации. Приём «яркое пятно» | Урок наш предлагаю начать с просмотра восточной притчи. Внимательно послушайте и подумайте, о чём в ней говорится. О чём эта притча? Что подразумевается под белым волком, чёрным волком? Как вы понимаете слова старика: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Какую сказку вы изучали на прошлом уроке? Связав притчу и сказку, попробуйте сформулировать тему урока | Просмотр видеоролика О добре и зле Добро и зло Если человек совершает плохие поступки, то он кормит злого волка. Если хорошие дела-доброго волка. Тема: Добро и зло в сказке «Тёплый хлеб» | Формирование умения выделять существенные и несущественные признаки Формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности; умения строить монологическое высказывание |
Приём «исключение» Основа «яркое пятно» 3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения учащихся Приём «Лови ошибку» | -Правильно. Откройте тетради. Запишите число. Тему урока Работа над эпиграфом урока «Умел ошибиться - умей и поправиться» Направляет на формулирование цели и задач урока по опорным словам: 1. Проанализировать… 2. Выявить примеры… 3. Закрепить… Игра «Лови ошибку!» Зачитываю детали произведения. 1. Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки. 2. В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он 3. Панкрат рассказал Фильке легенду про злого мужика и солдата. 4. Филька разломил буханку, посолил и протянул коню. Конь сразу взял хлеб | Записывают. Если человек совершил что-то плохое, то нужно суметь исправить свою ошибку --------------------- Находят ошибки в деталях произведения -Бережки -Конь –общественный -Бабка – рассказала. -Но конь не сразу взял хлеб | Установление причинно-следственных связей (П) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
IV. Физкультминутка Цель: изменить деятельность детей и этим ослабить утомление -------------- V. Этап самостоятельной работы. Работа в группах. Проектно-исследовательская деятельность | -Ребята, давайте представим, что мы жители деревни Бережки. Мы все очень замерзли. Покажите, что нужно делать, чтобы согреться. Согреем наши руки, ладошки, ушки, щёки, пальчики. - Мы восстановили в памяти детали сказки. А теперь предлагаю поработать в группах. У нас три творческие группы Прочитайте свои информационные листы, распределите роли и приступайте к работе. Время на создание проекта – 10 мин. Задания для 1ой группы: А) Что такое эпитет? Б) Рассмотреть иллюстрацию, озаглавить. Найти в тексте и выразительно прочитать отрывок, соответствующий сюжету. Выписать из данного отрывка эпитеты. («Филька обидел коня») В) Работа по словарю: Христарадники- нищие Наотмашь- со всего размаха Злорадный окрик- окрикивают вызывающего антипатию Г) Перевести на калмыцкий язык: Сказка-тууль Зима-увл Конь-морн Мальчик-ковун | Выполняют физкультминутку Эпитет-образное определение предмета. (раненый конь, Дьявол, злорадный окрик, удивительные дела) -нищие -со всего размаха -когда окрикивают вызывающего антипатию | – извлечение из текстов необходимой информации – установление причинно-следственных связей – построение логической цепи рассуждений, доказательство – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – – осознание ответственности за общее дело – анализ, синтез, сравнение, обобщение |
VI. Защита проектов VII. Приём «Удивляй» | Задания для 2ой группы: А) Что такое олицетворение? Б) Озаглавить иллюстрации. Найти в тексте и выразительно прочитать отрывки. Выписать из данных отрывков примеры олицетворений. В) Работа со словарем: Дюже- очень, сильно Камердинер- слуга Пешни- лом с деревянной ручкой Задания для 3й группы: А) Что такое эпиграф? Б) Озаглавить иллюстрацию. Найти в тексте и выраз.прочитать отрывок. В) Перевести на калмыцкий язык: Добрый- цаган седклтя Хлеб- одмг Соль- давсн Радость- байр Г) Написать сочинение-миниатюру: Подходит ли эпиграф «Умел ошибиться-умей и поправиться» к сказке «Тёплый хлеб»? | Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. ---------- «Рассказ бабки о злом мужике и солдате» ----«Спасение мельницы от мороза» ----------- Упал мороз, побил птиц, ударил мороз Эпиграф-это короткая цитата или выражение перед текстом, выражающая идею произведения Сочинение-миниатюра | – извлечение из текстов необходимой информации – установление причинно-следственных связей – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации – осознание ответственности за общее дело |
VIII. Итог урока | Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки. - Чему научила нас сказка? | Делают вывод, что произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки | – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
IХ. Рефлексия Приём «Всё в твоих руках» | На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы сможете высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению. Большой палец – урок был интересным и важным для меня Указательный – урок научил меня доброте Средний – я понял, что за свои поступки надо отвечать Безымянный – я понял, что всегда нужно прощать Мизинец – я ничего не понял | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания – контроль, коррекция, оценка – контроль и оценка процесса и результатов деятельности –формулирова ние и аргументация своего мнения, учет разных мнений |
Х. Домашнее задание. | Даёт домашнее задание на выбор 1. Создание портрета Фильки с помощью программы Foto-robot 2. Составить кроссворд по сказке «Теплый хлеб» 3. Нарисовать понравившийся эпизод из сказки. | Записывают домашнее задание в дневник. | |