-создать условия для формирования таких качеств, как умение дружить и беречь дружбу,
- развитие умения рассуждать и взаимодействовать в группе.
Использованы словесные (беседа), практические (тренинг), игровые методы обучения.
Присутствуют общеклассные, групповые формы организации познавательной деятельности.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Создание эмоционального настроя на работу. | - Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и своим одноклассникам и пожелаем всего хорошего друг другу! | Учащиеся распределяются на 3 группы и садятся за столы. |
Мотивационный этап |
2. Постановка темы и цели занятия. | -Чтобы узнать о чем состоится сегодня важный разговор, обратите внимание на рабочий стол. Перед вами лежат буквы. Постарайтесь из этих букв составить слово. Учитель берет большие листы со словами «давайте», «жить», «дружно». - Ребята, давайте попробуем из этих слов составить фразу – так будет звучать тема нашего занятия. - Как вы думаете, о чем у нас сегодня состоится разговор? - А что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? - Хорошо, вы все правильно назвали. Но посмотрите, к сегодняшнему занятию у нас в классе расцвел необычный цветок. Он может разговаривать. Давайте с ним познакомимся!(цветочек говорит) Можно назвать этот цветок – цветком дружбы? Пусть он будет символом нашего занятия. На его лепестках что – то написано. Давайте прочитаем на 1 лепестке. 1.Какие правила нужно знать, когда работаешь в группе? -Наш цветочек приготовил для нас вопросы. Что же нам делать ? | Каждая группа составляет слово. У одной группы – слово «учимся», у второй – «жить», у третьей – «дружно». (каждая группа проговаривает слова, которые у них получились). Учащиеся предлагают варианты, на доске появляется название темы. -О дружбе. - Научиться дружно жить. Ученики отрывают по одному лепестку, учитель помогает прочесть - Нужно найти ответы на все вопросы. |
Деятельностный этап |
3.Принятие правил групповой работы. | -Но прежде чем, приступить, давайте ответим на вопрос: Как сохранить дружбу, если нужно поработать вместе ? ( учитель вывешивает на доске карточки) | Дети предлагают правила групповой работы - выслушивать своего товарища -не перебивать друг друга. -доброжелательно обращаться -помогать друг другу. -работать активно. -испытывать чувство ответственности за результат совместной работы |
4.Распределение ролей. | -Теперь давайте распределим роли: в каждой группе у нас будут лидер, ответственный или координатор отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполняли ее ответственно, готовится к отчету; - секретарь – оформляет то, что говорит каждый член группы. - консультант- думает над поставленными проблемами, советуется с ребятами в группе, но при этом, каждый высказывает свои мысли по поводу вопроса. -а наши гости пусть будут экспертами- они будут оказывать нам помощь, если мы будем затрудняться, а в конце определят , какая группа была самая дружная. | |
5.Работа над понятием «Дружба» | - Послушайте: «дружить», «дружно», «дружный». От какого слова произошли слова? Правильно, от слова дружба. Давайте прочитаем второй вопрос нашего чудесного цветочка. Каждый из вас ответит по – разному- что такое дружба. Поэтому в этих же группах поработаете над вопросом: «Что такое дружба?». - В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». | Дети совещаются и высказывают своё мнение устно. |
6. Работа над пословицами. | -Есть такая поговорка: «Одна голова хорошо – а две лучше». В каждой поговорке или пословице скрыт тайный смысл. Давайте прочитаем третий вопрос. Что такое дружба? Я предлагаю каждой команде из слов составить пословицу и объяснить её смысл. | 1 группа. «Друзья познаются в беде» 2 группа «Выручай товарища в беде» 3 группа «Умей дружбой дорожить» |
7. Тренинг по определению положительных качеств | - Ребята, а вы умеете дружить? Как называется человек, с которым дружишь? Верно, друг. Как правило, у друзей есть общие увлечения, интересы, друг должен обладать какими- то качествами. Прочитайте четвертый вопрос. - Какими качествами должен обладать настоящий друг? Напишите ответ на листочках. -Молодцы! Эти листочки мы вложим в папку, которая называется «Дружный словарь», но так как слов не много, я вам хочу помочь. –Давайте поиграем в игру. Обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цвета. - Я буду называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям. А вы будете подымать сигнальные карточки. - Карточка синего цвета - это положительный ответ, т.е. согласие. - Карточка красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. несогласие. Добрый | Отзывчивый | Черствый | Искренний | Враждебный | Рассудительный | Лживый | Ласковый | Общительный. | Завистливый | Злой | Злой | -Какими из этих слов мы можем дополнить наш словарь? - Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами. - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Давайте подумаем, из-за чего можно потерять друга? | Ответы детей хором. Дети совещаются и на листочках пишут ответы. Затем прикрепляют листы на доску и проговаривают ответ. Дети поднимают карточки. Берут слова на карточках и прикрепляют их на доску. Ответы детей хором. |
8 .Ролевое моделирование. | - Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении: Кто кого обидел первым? Он меня! Нет, он меня! Кто кого ударил первым? Он меня! Нет, он меня! Вы же раньше так дружили! Я дружил! И я дружил! Что же вы не поделили? Я забыл! И я забыл! - Из-за чего поссорились два друга? - Давайте прочитаем пятый вопрос: Что нельзя делать по отношению к своему другу? - Какой можно сделать вывод? Обсудите это в группах. | Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь! |
9. Тренировочное упражнение на сплочение классного коллектива «Клубочек» | - Прочитайте шестой вопрос: Кому ты можешь сказать слова : Я рад, что ты рядом со мною! - Давайте попробуем с помощью вот этого клубочка обрести друзей в своём классе. -Намотайте на пальчик ниточку и позовите к себе любого ученика, кто вам больше нравится. Когда он встанет рядом, скажите ему : «Я рад, что ты рядом со мной.» | Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. |
9. Беседа «Как начать дружить?» | (Стук в дверь) - Ой, а кто это пришёл? Давайте прочитаем письмо! Дорогие ребята! Пишет вам мальчик Алеша. Скоро я тоже пойду в школу, но пока мои родители отправили меня в гости к бабушке в деревню. Мне тут очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком я и играю. Знакомых ребят у меня здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А мне грустно потому, что я один. Мне очень хочется подружиться с ребятами, но я не знаю, как это сделать. Подскажите мне, пожалуйста! Жду ответа. Алеша.
- Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами? (Дети высказывают свои мнения.) - Верно, сначала надо познакомиться. - А как? - Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку. - А если познакомились, значит - уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.) - А когда начали вместе играть - уже друзья? Уже есть дружба? - А если начали играть и вдруг поссорились? - Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать - получится дружба? - А как сделать, чтобы она получилась? Что я напишу Алёше? - Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться? - И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями. - Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся. Давайте научим Алёшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая. Чего в дружбе нельзя делать ? | Почтальон Печкин! Дети высказывают свои мнения. -сначала надо познакомиться. - Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика -играть надо в такую игру, чтобы всем было интересно - Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать. |
Рефлексивный этап |
10. Итог занятия. | -А теперь посмотрите на наш Цветочек. Что- то он совсем загрустил без своих лепестков. Давайте вернём ему его лепестки, но прежде скажем, получили ли мы ответы на все его вопросы.(учитель берет каждый лепесток и напоминает вопрос) -Снова расцвёл наш цветочек. Он приглашает вас подняться к нему по волшебной лестнице. У вас на столах лежат фигурки человечков, то есть вас. Нарисуйте на них своё настроение в виде улыбок и поднимитесь к цветочку по ступенькам: - если вы сегодня узнали мало и совсем ничего нового, ни одну задачу с лепестка не выполнили, были не активны – ставите себя на нижнюю ступень. - если вы узнали что – новое, чему – то научились, практически всегда были активны – ставите себя на вторую ступень - если вы узнали много нового, поняли, как должен вести себя настоящий друг и как важно жить дружно, были везде активны – ставите себя на самую верхнюю ступень. | Дети дают краткие ответы. Дети рисуют улыбки и ставят человечков на ступеньки лестницы. |
11.Показ презентации « Мы- дружные ребята» | - Молодцы, что многие из вас оказались на самых верхних ступеньках . Я думаю Что наш важный разговор не прошел впустую и вы многое узнали и многому научились. А так как вы очень хорошо работали на занятии, я приготовила для вас сюрприз! Посмотрите на себя со стороны и скажите, а можем ли мы быть дружными ребятами? | Дети просматривают презентацию. |
- Слово нашим экспертам. Какая группа была более дружная?