Воспитатель . Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Воспитатель. О каком качестве пойдёт речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень цениться, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта… Добро… Что это такое?
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта – это отзывчивость,сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное,хорошее, полезное».
Драматург Розов сказал: «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид».
Воспитатель. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена.
Великий французский писатель Антуан Де Сент-Экзюпери сказал: «Улыбка объединяет». Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьёзных вопросов, о которых мы сегодня будем говорить. Давайте вспомним слова, которые образовались от слова ДОБРО.
ДОБРОТА
ДОБРОДЕТЕЛЬ
ДОБРОДУШНЫЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОНРАВНЫЙ
ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
(Звучит песня «Доброта» на сл. Н. Тулуповой муз. И. Лученка)
- Как же возникает в человеческом сердце это чудесное светлое свойство – доброта, помогающая жить людям, творить, делать жизнь прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить, что в нём, чего больше: добра или зла.
Появляется Шапокляк, напевает: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя. Да-да-да, нельзя»
Шапокляк (представляется) : Я старушка хоть куда, весела, хоть недобра. Со мною моя крыска, по имени Лариска.
Добро, доброта! Где вы слова-то такие взяли? Злость, жадность, жестокость – вот важные слова! Это они должны жить в сердце каждого человека. Миром должно править зло и только зло, и ничего больше!
Воспитатель: Шапокляк, ты неправа. Ребята, давайте попробуем разобраться, что важнее и лучше добро или зло.
Шапокляк: Чего тут разбираться? В людях столько злобы, зависти, жадности!
Учитель: Да, к сожалению, встречается и такое. Но человеку присущи и такие качества, как мужество, честность, благородство.
Шапокляк: А отрицательных больше! Посмотрим. Я называю отрицательные качества, а ребята положительные. И у меня никаких сомнений нет, что выиграю я.
(Игра с мячом «Плохие – хорошие»)
Шапокляк: Ну и ладно, выиграли. Просто вас много, а я одна. Зато я много пословиц знаю. Народная мудрость гласит о том, как важно быть злым:
-Учись плохому – хорошее на ум не пойдёт.
- Добро порицай, а зло прощай.
- Спеши делать зло.
Воспитатель : Стоп, стоп, стоп… Да ты всё перепутала! Всё совсем не так!
Шапокляк: Да, а вы умные такие? Пословицы знаете? Распутать можете? Ну, пожалуйста.
(Игра «Распутай пословицы». Работают три группы по четыре человека.)
1. Учись худому, доброе на ум не пойдёт.
2. Зло желаешь, зло и делай.
3. За добро злом платят.
4. Зло поощряй, а добро порицай.
5. Спеши делать зло.
6. Со злым жить хорошо.
Шапокляк: Ну ладно, на словах-то вы добренькие, а на деле?
Воспитатель : Посмотри, как бывает в жизни.
Шёл по улице парнишка
Не спеша,
И тужурка нараспашку,
И душа.
Подарил плаксивой девочке
Цветок –
Залилась весёлым смехом,
Как звонок.
До подъезда
Сумку бабкину донёс-
Бабка строгая
Растрогалась до слёз.
Позабавил двух сердитых
Малышей-
Растянулись рты мальчишек
до ушей.
А мальчишка шёл всё также
Не спеша,
И тужурка нараспашку
И душа…
Шапокляк: Ну ладно, пусть будет по-вашему, только вот в чём я совершенно уверена, что нет лекарства против одиночества и никакие добрые дела тут не помогут.
Воспитатель : Шапокляк, и здесь ты не права. У нас сегодня в гостях мама Дениса. Она расскажет, как помочь одиноким людям и о своей работе.
(В силах каждого человека, даже ребёнка помочь одиноким людям.)
Шапокляк: Ну, теперь вы меня убедили. Чтобы сердце было добрым, нужно с пониманием относиться к другим людям, помогать им словом и делом, быть отзывчивым, доброжелательным. Пойду делать добрые дела. До свидание.
Ученики Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
воспитатель: Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.
Ученица: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
(Звучит песня «Если добрый ты…», сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
Воспитатель : Я сейчас проверю, как вы запомнили то, о чём шла сегодня речь. Я буду задавать вопросы, а вы говорите да или нет.
-Друга выручим всегда?
-Не робеть, когда беда?
-Не жалеть для дел труда?
-Мы лентяям шлём привет?
-А тем, кто трудится всегда? Воспитатель (зажигает свечу, подносит к детям).Протяните руки к этому огоньку. Вы чувствуете тепло? Всё живое на свете стремиться к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого человека, и в ваших сердцах. Пусть оно согревает вас и тех, кто вас окружает. Давайте дарить добро людям, природе. Не будьте равнодушны к чужой беде, к чужой боли, тогда и ваши сердца будут добрыми, и нам всем вместе будет жить лучше и легче.
(Звучит песня «Дорога добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)