Права людей закреплены в специальных документах. Знаете ли вы, в каких?
Однажды ребята нашли в библиотеке книгу, которая называется “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. ( Показ книги).
В ней говорится о том, что все государства должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.
Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«“Твои права и обязанности”»
Классный час в 4-Б классе на тему: “Твои права и обязанности”.
Подготовила: Кириленко В.А.
Цель: воспитание правовой грамотности учеников
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав
Ход классного часа
На экране сочетания букв, из которых необходимо составить слова. Эти слова помогут определить тему классного часа.
РАВАП БОЗЯНАНИОСТ
Ребята, сегодня на классном часе мы сами поговорим ваших о правах и обязанностях.
Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Как вы думаете, какие? (высказывают предположения)
Как древний человек отстаивал свои права? (высказывают предположения).
Права древний человек отстаивал силой.
А если человек был слабый, мог он свои права отстоять? (высказывают предположения).
Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Но не так-то давно люди поняли, что основным заступником прав человека является государство.
Как вы думаете, каким образом государство защищает права человека? (высказывают предположения).
Права людей закреплены в специальных документах. Знаете ли вы, в каких?
Однажды ребята нашли в библиотеке книгу, которая называется “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. ( Показ книги).
В ней говорится о том, что все государства должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.
Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.
Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. ( Показ книги).
Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)
Ребята, а какие права ребенка вы знаете? (Дети перечисляют права, которые они знают)
Каждая группа получает карточки-памятки, на которых перечислены права ребенка.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и развлечения
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и любовь
Право на развитие и уважение человеческого достоинства
Право на личную жизнь
Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища
Ребята, как вы думаете, кого называют ребенком? (высказывают предположения).
В статье №1 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенком является человек до достижения 18 лет.
Взрослым человек считается только тогда, когда ему исполняется 18 лет.
Как вы думаете, а где записаны права взрослых людей?
Для взрослых принята Всеобщая декларация прав человека. В нашей стране права граждан защищает Конституция – основной закон Российской Федерации.
Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.
Сценка из школьной жизни. (показывают дети первой группы)
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?
Поля. Нет, я освобождена.
(все уходят, кроме 2-ой девочки.Она садится и начинает рисовать)
Поля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)
Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?
Поля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?
Дети высказывают свое мнение.
Ребята, вы сказки любите. Я предлагаю провести викторину по сказкам.
Почемуобитатели двора обижали гадкого утенка? Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
Ответы детей: Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать
СЛАЙД 4. Знакома ли вам эта сказка?
Верно, это сказка Алексея Николаевича Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
Ответы детей: Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом
СЛАЙД 5.Какие еще права были нарушены в этой сказке?
Ответы детей:Права на защиту и право на семью
СЛАЙД 6. Иллюстрацию к какой сказке вы видите на слайде?
Верно, это сказка Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»
Каким правом воспользовалась лягушка? Кто помог лягушке воспользоваться этим правом?
Ответы детей:Правом на свободное передвижение.
СЛАЙД 7. Большие права маленького ребенка.
А можете ли вы назвать сказки, в которых нарушаются права человека?
Дети совещаются в группах и высказывают свое мнение.
А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается».
Игра «Разрешается – запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно(разрешается). Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается) С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить – Это (разрешается). Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться, Это – (разрешается). Много трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается). Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить – Это (разрешается). Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
А сейчас проведем небольшой творческий конкурс.
Каждой команде дается задание проиллюстрировать одно из прав, а соперники должны догадаться, какое право изображено на рисунке.
Пока дети рисуют с гостями проводится викторина.
- А сейчас мы проведем викторину для наших гостей. Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека.
1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)
2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь права посягать на мою жизнь) 3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:... (Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак)
4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)
5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу)
6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)
Конкурс «Песня о правах»
1 команда: «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения.Право на свободу мирных собраний.)
2 команда: «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
1 команда: «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
2 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .
(Право пользоваться благами, право на отдых ).
Только ли права есть у детей?Зная права, не надо забывать и об обязанностях.
Обязанности – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)
Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях.
Обсудите в группах свои обязанности.
Первая группа записывает обязанности, которые вы имеете в школе.
Вторая группа записывает обязанности, которые вы имеете дома.
После выполнения задания учащиеся зачитывают свои обязанности.
Как вы думаете, а у ваших родителей есть обязанности? Какие?
А я хочу, ребята, напомнить вам еще об одной обязанности и взрослых и детей.
Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей в школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.
Наш классный час подходит к концу. И мы с вами смогли убедиться, что у каждого человека есть права и обязанности. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Закончить нашу встречу можно такими словами (читают дети):
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Проговаривая данные строки дети выходят к доске и прикрепляют лучики с правами и обязанностями вокруг изображения солнышка.