Театрализованный фольклорный праздник "Осенние посиделки"
Театрализованный фольклорный праздник "Осенние посиделки"
Цель: активатизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора, музыки; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций и примет.
Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.
Задачи:
- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;
- развивать у обучающихся эстетический вкус, путем вовлечения в народно-поэтическое творчество;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованный фольклорный праздник "Осенние посиделки" »
Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе
"Осенние посиделки»
Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.
Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций .
Задачи:
- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;
- развивать у обучающихся эстетический вкус , путем вовлечения
в народно - поэтическое творчество;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Ход праздника
1-й чтец:
Добрый день, гости званные и желанные! Люди красивые и молодые, маленькие и большие!
2-й чтец: Милости просим на осенние посиделки! Всех приглашаем, душевно встречаем.
3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей, торопись, народ!
1-й чтец : Слушайте, да глядите,
Да не говорите,
2-й чтец : Что слыхом не слыхивали, Видом не видывали.
Вместе: Гостей округи данной Зовём к вечёрке званой!
3-й чтец:
Рассаживайтесь поскорей Кто на стул, кто на лавку,
2-й чтец: Да не делайте вы давку!
3-й чтец: Ну, что тут долго толковать, Пора вечёрку начинать!
Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь
Я - Сентябрь,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».
В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!
В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».
* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень и снежная зима. * Появились опята – лето отошло. * Низко улетают перелётные птицы – короткая осень. * Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. * Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.
Учитель:
1 сентября. День святой Фёклы.
Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!
Учитель:
7 сентября Святой Тит – последний гриб растит!
Сентябрь:
Да, грибы на окошке не растут.
Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.
А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!
Отгадайте-ка, загадку!
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (Мухомор)
(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».
Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны.)
Учитель: Продолжаем наш народный календарь.
13 сентября: Святой Куприян – копают картофель.
Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво -
И крупна, и так красива!
А картошка - хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!
Игра “Уборка картофеля” (Участвуют 2-3 семьи .Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)
Учитель: 17 сентября Святой Лука.
Дети: На Святого Луку – лук дёргают.
Учитель: 23 сентября - день Святого Петра и Святого Павла.
Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!
В этот день начинали сбор урожая рябины.
Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.
В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.
Исполняется хороводная игра «Дударь». ( В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.) Старый, старый старичище, Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.) Чтоб расправил плечи, (Расходятся.) Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.) Станешь ты пригожим: Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.) И развеселишься! (Хлопают в ладоши.) Дударь, дударь, что болит? - Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)
Учитель: 28 сентября Святой Никита.
Дети: На Святого Никиту репу срезают.
Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!
Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.
Театр – экспромт. Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).
Кто загадку отгадает, роль он тут же получает
Репка- Оба-на, вот и я
Дед - Люблю я это дело!
Бабка – Ой, молоко убежало!
Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!
Жучка – Всех покусаю!
Кошка – Люблю сметанку …
Мышка - Достали уже….
Учитель: Октябрь.Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.
Октябрь :
Я – Октябрь, знаю:
Листьям — время опадать,
Птицам — время улетать.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
Учитель: 1 октября – Арина-журавлиный лёт.
Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.
Учитель: 8 октября – Сергей-капустник.
Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.
Учитель: 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
Дети:Встреча Осени с Зимой.
Октябрь: С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста )
Глаша :
Ты обещал, а ко мне не приходишь.
Аль тропинку ко мне не находишь?
Кавалер:
Приходил я, тебя дома нету.
Черти носят тебя, что ль, по свету?
Глаша:
Что ты, что ты меня не целуешь?
Что ты, что ты меня не милуешь?
Кавалер:
Ноги, что ль, мне твои обнимать?
Чуни, что ль, мне твои целовать?
Глаша:
Обещал меня взять на вечерки.
Там гуляют парнишки, девчонки.
Кавалер:
Не возьму тебя я на вечерки,
Мне ходули нужны аль подпорки.
Глаша :.
И пошто я така уродилась?
Видно, маме дороженька снилась.
Кавалеру меня не достать,
И пошто я такая верста?
Кавалер:
Не печалься, что высока ты, Глаша.
Стану есть по утрам только кашу.
Видно, каши-то мало я ем,
Раз росточком не вышел совсем.
Глаша :
Приходи к нам домой гостевать.
Кавалер :
Нет, пойду лучше кашу хлебать.
Учитель: 20 октября – Сергий.
Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.
Учитель: 27 октября – Парасковья .
Давайте послушаем приметы этого месяца:
Ненастный октябрь - дождливая весна.
* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели. * Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» (На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)
Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.
Ноябрь:
Я-Ноябрь, а со мной
Холодинки и снежинки.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Птиц не буду забывать,
Им придется зимовать.
Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец. Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.
Учитель: 4 ноября – Зимняя (осенняя) Казанская.
Дети: Ждали первых заморозков.
Учитель:12 ноября – Зиновий.
Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. "Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт".
Учитель: 14 ноября – Кузьминки. Кузьмы-Демьяна день. Кузьминки - встреча зимы.
Кузьма-Демьян, два добрых брата, Дружно все сейчас вдохнём, Да закличку запоём, Этой песенкой весёлой Братьев в гости позовём!
Закликание Кузьмы-Демьяна.
Брат Кузьма и брат Демьян
Покажитесь вы нам,
Покажитесь вы нам,
Улыбнёмся мы вам!
(Появляются Кузьма и Демьян. )
Кузьма:
Если дух в здоровом теле - Удаль просит воли. Распотешь себя, народ, Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)
ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»
Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!
Мы секрет румян достали
От прабабки Фёклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы.
Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!
Разудалый я силач —
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.
Девочки и мальчики
Любят кушать «пальчики».
Но бояться вам не надо,
Это сорт ведь винограда!
Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
— Это ж, братец, кабачок!
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать.
На дворе похолодало –
Можно в куртке пофорсить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить.
Еле осени дождалась –
Очень модничать люблю.
Ох, ребята, полюбуйтесь
Вы на шапочку мою.
Ребятишек нынче сто
Под нашим окошком.
Все желают получить
Пирожки с картошкой.
Мы частушки вам пропели.
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян, В народе правду ль говорят, С Кузьминок будто б начинали Наукам обучать ребят?
Кузьма:
Мы – покровители ремёсел и ученья! Чтоб было радостью оно, а не мученьем.
Демьян:
А коль талантов вам не занимать, Попробуйте загадки разгадать.
Загадки Кузьмы и Демьяна:
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без неё – беда,
Она их главная еда. (Трава)
Без рук, без ног.
В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет.(Лист)
Лежит бычок – белый бочок, Толстенький, гладкий, Привязан к грядке. (Кабачок)
Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Головой велика, только шея тонка. (Тыква)
Одну ягоду мы ели… Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели: Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса; Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)
Кузьма: - Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки. Демьян: Ну, кто хочет поиграть? Свою ловкость показать?
Проводится игра « Попади шишкой в ведро» (класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)
1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, - своим праздником.
2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.
Учитель:
Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.
Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха , и пера»
Рано утром мама - квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, уже пора,
Ну, ни пуха, ни пера!».
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле –
Нет ни пуха, ни пера!
Учитель: 19 ноября – Павел и Варлаам.
Дети: Начинается ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек.
Учитель: 22 ноября – Матрёна зимняя.
Дети: Устанавливается зима.
1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора, На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!
Автор: Творческая группа учителей в составе: Петришина Татьяна Васильевна, Путря Людмила Валентиновна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна